Размер шрифта  А А А
Цвета сайта  Ц  Ц  Ц 

Телефон кассы театра:(4912) 45-15-58

en ru
Купить билеты

Серьезная-курьезная работа

(Инна Шейхатович/19.01.2013)

Вам смешно, когда другим грустно? Значит, вы садист. Или – просто человек с каменным сердцем. Вам было грустно вчера – а сегодня соседская собачонка кажется вам прелестной, и новая машина соседа вовсе не раздражает? Чудесный день и чудесный светофор? И все вокруг хорошо и правильно? Мы с вами на нужной планете! Валентин Азерников – известный человек. Этот коренной москвич работает мастером сердцеведения. То есть, вообще-то он драматург, автор сценариев для трех десятков фильмов, спектакли по его пьесам идут в самых разных театрах. Но по темам и приемам он – истинный сердцевед. Его герои всегда заняты одной грандиозной проблемой: для чего живет наше сердце? Вы скажете: для любви! Вот и Азерников так же думает, сравнивает варианты, предлагает версии – и исследует, исследует эту территорию с безумными, озаренными, при любой погоде поющими жителями…

Фильм «По семейным обстоятельствам», снятый Алексеем Кореневым по сценарию Валентина Азерникова в 1977 году, стал одним из рекордсменов зрительской популярности, его показывают по российскому телевидению не менее 12 раз в год…Элегантного, приятного, смешного логопеда, не выговаривающего половину букв алфавита (помните все эти «улица Койкого», «фефочка», «фефекты фикции»? Эту роль с блеском сыграл неповторимый Ролан Быков), полюбили все слои населения. Да и цитируют его всегда без ошибок в тексте все, от мала до велика.

Азерников написал так много всего, что на мой вопрос, в каком году он придумал комедию «Школа соблазна», ту, которую выбрал для показа в Израиле очень старый и уважаемый драматический театр из Рязани, Валентин Захарович дал уклончивый ответ:

- Да она не очень давно была написана…Году эдак в 2006-ом…

- В этой пьесе все вертится вокруг женщин, они – ядро, суть…

- Да – это в жизни повсеместно! Мы все так живем- хотим это признать или нет…

- Ваши три героини в «Школе соблазна» – очень колоритные дамы, эксцентричные, каждая со своей судьбой, своим этическим кодексом, своей эстетикой. Вы были знакомы с такими женщинами? Откуда вообще пришла идея пьесы, как возник сюжет?

-Я долго живу, в своей жизни видел много разных женщин. Да никто вам и не скажет, откуда у автора в голове появляется его пьеса, как она туда проникает. Если вам скажут «вот сидел я в саду «Эрмитаж», пролетела птичка – и я ощутил приближение вдохновения» – не верьте! Это совершенно, наверняка, вранье. Фигня всякая.

- Вы считаете эту пьесу своей удачей?

- Я люблю всех своих детей – не мне их судить.

- У вас хорошее образование, вы химик, и написали несколько научных книг…

- Все правильно.

- …так почему вас увел театр?

- Я еще в школе решил, что буду учиться театру, что пойду на режиссуру. Но этому воспротивилась мама. Она нас воспитывала одна, и ее пугало, что с такими моими стремлениями я останусь без денег и без работы. Я не жалею, что получил хорошее образование. Это важно – знать, как устроен материальный мир.

- Вы мне рассказывали, что в Иерусалиме есть дерево, посаженное в честь вашего деда…

- Мой дед, Мордехай Дубин, видный деятель рижской еврейской общины, известный человек, был убит в тюрьме. Когда Советы присоединили Латвию – Латвия стала советской, его сразу арестовали. У нас осталась справка о его смерти. Я деда помню: моя бабушка была акушеркой, и имела право жить в Москве, и мы жили в Москве, деда ненадолго выпустили, он пришел, и я сидел у него на коленях… А потом его опять арестовали, и больше мы его не видели. В семье говорили, что Рузвельт написал письмо Сталину c просьбой отпустить деда…

- Вероятно, такой человек, как ваш дедушка, непременно владел ивритом…

- Конечно! Я бывал в Израиле несколько раз, – c режиссером Костей Худяковым, мы снимали, а композитором был ваш Слава Ганелин, я и в его студии побывал, и жары вашей отведал…

- …и не знали, что в Иерусалиме чтят память дедушки…

- Нет, ничего не знал! Ощущал непривычную полыхающую жару, встречался с коллегами – и ничего не знал!

- Какие фильмы тогда делались?

- «Мишель» и «Без обратного адреса».

- Какой лично вам больше нравится? 

- «Мишель»…

- Про то, что опасно фантазировать себе несуществующего мужа – потому что он возьмет и появится?

- Да – и про это тоже.

- Как идет ваша драматургическая, литературная жизнь в Москве?

- Телеканал «Культура» показал спектакль по моей пьесе «Абонент временно недоступен», – шесть лет собирались, и, наконец, показали. В этом спектакле играет прекрасный мхатовский актер Дмитрий Назаров. Только что сдал на телеканал «Россия» новый сценарий.

- Что это за материал?

- Это будет фильм о сыщике, – он как раз химик, я же говорю, что не зря учился…Мой герой –криминалист, работает в экспертной службе. Все бегают, суетятся – а он апеллирует серьезными доказательствами.

- Какой формат этого фильма?

- Восемь серий. Такой же формат и у фильма «Весна в декабре», который был сделан в 2011 году, и уже прошел по России три раза.

- Что вы думаете о постановках своих пьес? Любите ли вы какие-то определенные спектакли? Конкретных режиссеров? Что вы знаете о спектакле гостя нашего фестиваля «Театральный дивертисмент»?

- Была хорошая, обласканная критикой постановка в Курске…был весьма успешный спектакль в Новосибирске… О работе режиссера Марины Есениной в Рязани я тоже слышал много хороших слов…

- А какие спектакли по своим пьесам вы видели, сидя в театральных креслах?

- Почти ничего. Россия большая, поехать в далекий город мне нелегко. И – нет такого страстного желания. Да я и фильмы по своим сценариям почти не смотрю.

- Ваша авторская гордость, самолюбие не просят: давай посмотрим…как-то оно теперь выглядит…

- Нет! Я знаю, какой материал написал – и отвечаю за свою часть работы.

- Вы не производите впечатление этакого тамады, который шутит всегда, везде, по любому поводу…

- А я и на самом деле не такой – я вполне строгий. Мы как-то отдыхали в доме творчества, сидели за одним столом с композитором Никитой Богословским, он все время шутил, и это мне мешало – его юмор совершенно не похож на мой, а я работал над новой пьесой. И однажды он попросил: дайте почитать, что вы там пишете…Почитал- и говорит: я бы никогда, глядя на вас, не подумал, что вы пишете комедию! По вашему лицу можно сказать, что вы трудитесь над трагедией!

- В вашей семье кто-то продолжил вашу профессиональную линию? Дети создали династический клан писателей Азерниковых?

- Нет, у нас с женой нет общих детей, а моя падчерица – врач…

- Что вас расстраивает, раздражает в сегодняшней российской культуре?

- Плохой, неряшливый, безобразный русский язык! Я езжу в метро, слушаю людей, иногда смотрю телевизор – и ужасаюсь! В большинстве фильмов, снятый сегодня, язык просит пощады и кричит о помощи. Его искажают и пытают! Это язык убогих и родства не помнящих. Язык подворотен и пьяных компаний, язык без чести и достоинства. Мне за него стыдно. Когда я сдал последний свой сценарий, мне сказали, что редакции особенно понравился чистый, грамотный, ясный русский язык, которым написан сценарий…

- Язык – показатель здоровья нации, уровня ее нравственности. О любви на языке подворотен тоже не поговоришь. И – о счастье, и о душе…

- Разумеется! И диктор, и писатель, и герой сериала – показательные носители языка.

- Как вы работаете?

- Сижу и пишу. Сначала записываю ручкой или тонко очиненными карандашами, потом переписываю на компьютере.

- Значит, старые способы еще не сданы в архив?

- Конечно же, нет! Рукой лучше чувствуешь слово, мне кажется…

- А на чем ездит один из самых известных драматургов современной России?

- На метро, на автобусе и такси. На дачу – на стареньких «Жигулях». Они как раз для дачи незаменимы…

- Что вы желаете своим израильским зрителям?

- Желаю счастья и мира – и удачи.

Валентин Азерников написал свою комедию о любви и ее превратностях. И актеры из Рязани нам про это сыграют.

Спектакли состоятся:

2 февраля в Ариэле ( «Гейхал А-тарбут»),

3 февраля в Ашдоде (зал «Дюна»),

4 февраля в Тель-Авиве (аудиториум «Анис»),

5 февраля в Маалоте ( «Гейхал А-тарбут»),

6 февраля в Ришон ле-Ционе (зал «Мофет»).

Развлекаться подано!

http://ashdod24.co.il/?p=7571

Календарь

Ноябрь2018
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВC
   1
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
2
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
3

03 ноября, 18:00 - Вишневый сад (А.П. Чехов)

4
5
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
6
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
7
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
8
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
9
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
10
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
11

11 ноября, 12:00 - Волшебник Изумрудного города (А. Волков)

11 ноября, 18:00 - Вышел ангел из тумана (П.Гладилин)

12
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
13
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
14

14 ноября, 19:00 - С любимыми не расставайтесь (А. Володин)

15

15 ноября, 19:00 - С любимыми не расставайтесь (А. Володин)

16

16 ноября, 19:00 - Вишневый сад (А.П. Чехов)

17

17 ноября, 18:00 - Собака на сене (Лопе де Вега)

18

18 ноября, 12:00 - День рождения кота Леопольда (А. Хайт)

19

19 ноября, 19:00 - Продавец дождя (Р. Нэш )

20

20 ноября, 19:00 - Лондонский треугольник (А. Углов )

21

21 ноября, 19:00 - Мнимый больной (Ж.-Б. Мольер)

22

22 ноября, 19:00 - Каштанка (А.П. Чехов)

232425

25 ноября, 18:00 - Черная бурка (Г. Хугаев)

26
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
27
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
28

28 ноября, 19:00 - Соло для часов с боем (О. Заградник)

29

29 ноября, 19:00 - Дом, где все кувырком (А.Портес)

30

30 ноября, 19:00 - Школа соблазна (В.Азерников)

  

Опрос


Интересно ли Вам посещать фестивальные спектакли?
  • Да, постараюсь увидеть как можно больше
  • Возможно, что-нибудь посмотрю.
  • Нет, вряд ли там будет что-нибудь интересное
  • Интерес к культурной жизни