Размер шрифта  А А А
Цвета сайта  Ц  Ц  Ц 

Телефон кассы театра:(4912) 45-15-58

en ru
Купить билеты

Юрий Борисов: «В роли важно увидеть живого человека»

(Елена Коренева/Рязанские ведомости №296(4598)/21.03.2014)

К 75-летию Рязанской организации Союза театральных деятелей России

Артиста областного театра драмы Юрия Борисова рязанская публика полюбила давно, в основном, за острохарактерные комические образы в комедиях положений. Но только недавно в нашем городе для него появились роли более многогранные, сложные – и тут талант Юрия Михайловича раскрылся в полной мере.

А еще Юрий Борисов уже два срока входит в правление региональной организации Союза театральных деятелей России, которая скоро отметит юбилей. И в преддверии Международного дня театра свой рассказ о профессии Юрий Михайлович начал именно с этого:

– Для меня этот год юбилейный – 30 лет в театре, 25 лет в СТД (вступить можно было только после 5 лет работы) и 10 лет в Рязанском театре драмы.

Всероссийское театральное общество (ныне СТД) было основано с благотворительной целью: помогать русским актерам. Многое для ВТО сделала Марья Гавриловна Савина, известная артистка Александринского театра и великий общественный деятель. Слава Богу, что все это сохранилось при советской власти и не развалилось до сих пор. Спасибо покойному Михаилу Ульянову и нынешнему лидеру Александру Калягину. Работают Дома творчества, оказывается помощь артистам, попавшим в трудную ситуацию. Знаю: не дай Бог, что случится – помогут. А еще это по-настоящему творческая организация, поддерживающая таланты.

…Не могу сказать, что я мечтал о сцене с раннего детства. Но когда в старших классах задумался – куда поступать, понял, что профессией может стать давнее увлечение. Со второго класса я занимался в драмкружке, потом играл в народном театре. После 9-го класса отправился из родного Липецка в соседний Воронеж, в институт, на консультацию – и там узнал, что у меня серьезные дефекты речи. Весь год усердно занимался у профессиональной актрисы, чтобы их исправить, – и когда приехал поступать, никто никаких проблем не заметил.

В Воронеже была хорошая школа. Нам объясняли, что такое настоящее внутреннее проживание роли, что трудиться надо 24 часа в сутки – то есть все время жить образом, над которым работаешь. Когда нужно, изучаю много материала, пытаюсь погрузиться в эпоху, особенно если пьеса относится к классике. Но никогда не подключаю свою эмоциональную память, жизненный опыт, как рекомендовал Станиславский. Если я на сцене вспомню личную ситуацию, это будет только мешать, а вот воображение способно верно подсказать поведение героя. И считаю, что персонаж не должен сливаться с моим «я».

Роли делаю сам, при этом не отхожу от замысла режиссера, стараюсь свое представление соединить с его видением. Могу сработаться с постановщиками разных школ, разного уровня – если они не бездарны.

Никогда не делил своих персонажей на драматических и комедийных. В каждой роли – неважно, большая она или маленькая, – нужно увидеть живого человека, его судьбу. Каждый из нас в чем-то смешон, в чем-то грустен и трагичен. Конечно, в комедии положений роль может быть не очень интересной: кроме реакции на ситуацию и яркого характера ничего не сделаешь. Я люблю те работы, которые дают возможность глубокого постижения образа.

Поэтому мне дорога роль Сарафанова в «Старшем сыне» (театр-студия «Переход» Рязанского государственного университета им. С. Есенина, режиссер Геннадий Кириллов). Во-первых, это пьеса Александра Вампилова, высочайший уровень драматургии. Во-вторых, это многогранный образ, тут можно постоянно искать, развиваться, играть точнее, свободнее, легко.

Сейчас и в театре драмы у меня много интересных работ. Причем четыре спектакля поставлены молодыми актерами, которые учились (или продолжают учиться) режиссуре: Натальей Моргуненко, Максимом Лариным, Арсением Кудрей.

В «Истории любви» Эрика Сигала, поставленной Натальей Моргуненко, меня взволновала тема религии. Молодые герои не хотят венчаться, говорят, что они атеисты, но перед смертью от болезни героиня приходит к Богу. Я играю ее отца, Фила, человека религиозного. Сам я верующий и считаю, что у каждого свой путь к Господу, эта тема для меня важна.

В спектакле Максима Ларина «Прошлым летом...» по пьесе Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» у меня роль счетовода Мечеткина. Для меня это не просто смешной персонаж, а живой человек. Я про него знаю все: как он спит, как он ест, что он наедине с собой думает и делает… Очень ценю такие роли.

Прошлый год принес много счастья в творческой сфере. У меня были большие работы в пьесах Стоппарда, Шварца, Саймона, моего любимого Островского. Плюс ввод на небольшую роль в спектакле «Алхимия любви» по Шекспиру – никогда раньше не играл Шекспира. Драматургия такого уровня обязывает.

«Настоящий инспектор Хаунд», поставленный Арсением Кудрей, – встреча с замечательной драматургией современного английского автора Тома Стоппарда. Я играю одного из двух театральных критиков, которые смотрят спектакль и постепенно втягиваются в его действие. Стоппард написал образ беспринципного, наглого критика, оперирующего шаблонными фразами, – этот тип знаком и мне, и многим людям театра. Очень хотелось показать двуличность персонажа.

Приглашенный ставить «Последнего пылкого влюбленного» Нила Саймона режиссер Александр Галибин проводил среди незнакомых ему артистов кастинг. Я с удовольствием пошел на это испытание: хотелось сыграть главного героя, а кастинг – лучший способ доказать, на что ты способен. Рад, что это удалось. В пьесе поднимается близкая многим – и мне – тема кризиса мужчины среднего возраста. Герою 47 лет, он под каблуком у жены и мамы, у него трое детей и работа… Однажды он решает, что нужно что-то менять, – и пытается завести бурный роман. Но в финале все-таки возвращается к жене. Возможно, этот спектакль поможет дамам лучше понять супруга, а сильной половине даст возможность посмотреть на себя со стороны.

Я безумно люблю Островского, для меня это русский Шекспир. Но никогда не прикидывал на себя роль Силы Грознова – грубого отставного унтера из пьесы «Правда хорошо, а счастье лучше». И когда режиссер Урсула Макарова предложила ее сыграть, поначалу запутался: персонаж так по-разному себя ведет... А потом понял – сглаживать противоречия не нужно, наоборот, надо подчеркнуть. Тут выписан настоящий русский характер, в котором есть все. Он и смекалистый, и где-то скупой, и под пулю встанет, и собственную бабу ограбит. Я долго искал своего Грознова, и рад, что на фестивале в Костроме, посвященном Островскому, мы с актрисой Татьяной Петровой, сыгравшей Барабошеву, получили диплом за лучший дуэт. В этом есть и заслуга талантливого режиссера.

Бургомистр из «Дракона» Евгения Шварца (режиссер Максим Ларин) для меня – вечный типаж человека-оборотня. В период борьбы со спиртным алкоголики первыми организовывали общества трезвости (продолжая пить втихую), потом «убежденные партийцы» вмиг становились демократами. Причем все это ничтоже сумняшеся, без переходов, без изящества. Мой герой то изображает сумасшедшего, то слугу народа, меняясь моментально, и готов продать своего сына… Я никого персонально не копировал – такой задачи и режиссер не ставил. Хотелось показать наглость тех беспринципных кабинетных чиновников, которые всегда держат нос по ветру. А произносить замечательные тексты Шварца – одно удовольствие.

Елена Коренева

http://rv.ryazan.ru/news/26107.html

Календарь

Август2022
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВC
1
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
2
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
3
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
4
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
5
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
6
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
7
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
8
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
9
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
10
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
11
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
12
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
13
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
14
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
15
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
16
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
17
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
18
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
19
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
20
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
21
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
22
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
23
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
24
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
25
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
26
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
27
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
28
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
29
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
30
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
31
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
    

Опрос



Интересно ли Вам посещать фестивальные спектакли?
  • Да, постараюсь увидеть как можно больше
  • Возможно, что-нибудь посмотрю.
  • Нет, вряд ли там будет что-нибудь интересное
  • Интерес к культурной жизни