“У людей возрос интерес к театрам…”
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» 08:20 01 марта 2023 Макаренков Максим
Жизнь региональных театров - проекты, “культурная блокада”, чиновники Политические и экономические события последних лет кардинально изменили культурное пространство нашей страны. Изменения коснулись и театров. Появились новые проблемы и новые возможности. О том, как региональные театры привлекают зрителя, есть ли в них молодежь, как артистам помогают профкомы, “Солидарность” беседовала с руководителями театров и профсоюзными активистами из разных регионов России.
КУЛЬТУРНЫЕ РУБЛИ
Конечно, основная задача театра - нести культуру зрителю, знакомить его и с классическими, и с новыми произведениями, поднимающими актуальные проблемы. Но решать такую задачу без должных финансовых вложений сегодня нереально. Как и прежде, для государственных театров основной источник средств - финансирование со стороны учредителя, то есть государства. Но зачастую этого хватает лишь на зарплату коллективу. Остальные расходы - а их немало - покрываются за счет собственных средств, то есть продажи билетов. Есть и другие источники, в каждом регионе свои: государственные программы разного уровня, гранты и спонсорская помощь. - Очень важная перспективная вещь - грантовая поддержка, которую культурным организациям, в том числе театрам, оказывают министерства РФ и Новосибирской области, Союз театральных деятелей, Фонд поддержки культурных инициатив, а также фонды Прохорова и Потанина и многие другие, - говорит председатель Новосибирского обкома профсоюза работников культуры Людмила Зенкова. Дополняет председатель первички драматического театра имени Луначарского Андрей Бронников: - Кроме билетов деньги могут приносить и гастроли антрепризных коллективов, об условиях мы договариваемся отдельно. Кроме источников, о которых упомянули профлидеры, наиболее серьезные деньги поступают по линиям национального проекта “Культура” и программы партии “Единая Россия”, которая называется “Культура малой родины” и рассчитана на поддержку муниципальных театров. - Благодаря этой программе мы смогли купить такое оборудование, о котором даже не мечтали, - рассказывает директор Стерлитамакского государственного русского драматического театра Виктория Замесина. - Правда, со временем финансирование по программе стало уменьшаться. Поначалу было 6 млн рублей, а в последний раз мы получили 2,4 млн рублей. Хотя и это для нас очень большие деньги - на них мы смогли сделать отличный новый спектакль. Председатель Волгоградского обкома профсоюза культуры Ольга Гусева тоже отмечает роль национальных проектов в развитии театров и культурной жизни регионов, но указывает на проблемы при реализации программ. Например, с большими недостатками идет реконструкция Волгоградского театра юного зрителя. - Нельзя сказать, что вообще ничего не делается, - уточняет Гусева. - Губернатор старается держать все под контролем, в том числе ремонт учреждений культуры по национальным проектам. Но не все от него зависит. Недавняя проверка выявила ряд недоработок. Как сказал губернатор, “деньги есть, ресурсы есть, люди есть - ума только у них не хватает”.
ДЕНЬГИ, ЖИЛЬЕ И СЦЕНА
На нехватку людей в театрах не жалуются. Основные проблемы руководства и профсоюзов - как обеспечить этим людям достойные условия. В первую очередь оплату труда и жилье. Оплата в театрах, скажем прямо, скромная. Она может несколько отличаться в зависимости от региона, но в среднем это 40 - 50 тысяч рублей, причем сюда входит и оклад, и всевозможные надбавки, которые старается организовать театр. - У нас кроме окладной части есть система баллов, доплат за занятость. И дополнительные средства мы распределяем в зависимости от занятости, - делится опытом председатель первички Башкирского академического театра драмы имени Мажита Гафури, народный артист Башкортостана Алмас Амиров. - Сделано это, чтобы стимулировать тех актеров, которые востребованы и задействованы в наибольшей степени - что называется, “тащат репертуар”. Поддерживаем людей с помощью премий, много работаем с молодежью, стараемся дать им возможность реализовать себя. В муниципальных театрах остро стоит и вопрос с обеспечением актеров жильем: - Раньше у актеров были служебные квартиры, - объясняет Виктория Замесина. - “Квартирный вопрос” очень помогал нам с кадрами. Сейчас такого жилья нет. У нас, например, все актеры приезжие, и значительная часть труппы снимает квартиры. Конечно, запала не у всех надолго хватает. Это при том, что мы помогаем, оплачиваем 50% аренды жилья. Но оклады скромные, а расходы на жилье большие. Вот смотрите, оклад у нас - 14 тысяч. Дальше различные надбавки, они зависят от театра. Мы, например, сделали контрактную систему, и за каждый выход на сцену актер получает доплату в зависимости от роли - первого плана, второго и так далее. В среднем, при хорошем раскладе, получается около 40 тысяч. По мнению Замесиной, такое положение дел престижу профессии не способствует: - Посудите сами. У актера, который выходит на сцену и является лицом театра, у бухгалтера и рабочего сцены - зарплата одинаковая. При том, что трудозатраты разные. Да и актеры - это же совершенно другие люди, с высоким уровнем подготовки, к ним должно быть другое отношение! - убеждена она. На проблемные моменты с оплатой труда указывает и председатель первички драматического театра имени Луначарского Андрей Бронников: - У нас давняя боль. С 2019 года, когда нам подняли базовую ставку, ее так ни разу и не проиндексировали. Причем это проблема не только нашего театра. Она касается всех театров города, да и всех учреждений культуры. Получается, у нас базовый оклад ниже, чем должен быть после индексации. Мы направляли и от театра, и от горкома профсоюза запросы в различные инстанции, но пока ответа не получили. Но работаем, пытаемся изменить ситуацию. - Другая проблема, которую нам надо решать, и она не уникальна для нашего театра, - это работа с молодежью, - продолжает Бронников. - Они не очень понимают, зачем актеру профсоюз, зачем вообще куда-то вступать, что это дает. Даже про Союз театральных деятелей начинаешь рассказывать - они кивают, в лучшем случае говорят - “ну, мы, наверное, подумаем”. При этом молодежь актерской профессией интересуется, состав трупп обновляется. - У нас молодая труппа, 25% наших артистов в возрасте до 30 лет, при этом много артистов среднего возраста. Очень горжусь нашей труппой. Очень много действительно талантливых ребят, с хорошим театральным образованием и жаждой творить, самореализоваться, - рассказывает директор Рязанского театра драмы Семен Гречко. О помощи молодым актерам рассказала председатель Белгородской областной организации профсоюза работников культуры Татьяна Шаталова: - Молодежи много. Актеры создают семьи, рождаются дети, из актрис почти никто не сидит в декрете. Как помочь? В нашем драматическом театре, например, выделили отдельную комнату, оборудовали ее, взяли на работу воспитателей. И они занимаются с детьми, пока родители заняты на сцене. То есть наши дети растут прямо в театре!
ТЕАТРУ НУЖЕН ЗРИТЕЛЬ
На что деятели театра не жалуются, так это на недостаток зрительского внимания. Практически все отмечают высокий интерес к постановкам, причем речь не только о крупных региональных театрах, но и о муниципальных. - Конечно, мы много работаем над тем, чтобы привлечь зрителя, - рассказывает директор Стерлитамакского государственного русского драматического театра Виктория Замесина. - У нас очень хороший маркетинг, мы уделяем ему много времени и сил, и результат налицо - полные залы. Очень помогают волонтеры, мы организовали целое волонтерское движение. Это в основном молодежь, причем увлеченная: настоящие инфлюэнсеры нашего театра, которые ходят, рассказывают о нем, посещают все премьеры! И это работает - могу сказать, что впервые за многие годы наш зритель помолодел, сейчас его возраст 35 - 40 лет. О значимости театральных проектов, рассчитанных на молодежь, говорит и Алмас Амиров: - У нас есть малый зал, где мы стараемся ставить экспериментальные спектакли. Очень гордимся нашим проектом “Драмквадратик”, который мы запустили совместно с республиканским Центром драматургии. Драматург беседовала с учениками-подростками разных школ и помогала им писать небольшие одноактные пьесы. В результате получился спектакль, который мы назвали “Внутри меня цунами”. Семь девушек написали семь пьес. Играли этот спектакль актеры Башкирского драматического театра. С этим проектом мы ездим по школам, показываем, что может театр, и отклик молодежи просто замечательный. Еще этот проект дал нам понимание, насколько мы порой не знаем, что творится в душах наших детей, какие страсти там бушуют! - увлеченно рассказывает Амиров. Над новыми проектами работают и в неспокойном Белгороде, ищут новые формы и нестандартную подачу: - Например, наш Государственный театр кукол работает не только на детскую аудиторию, там ставятся и очень интересные кукольные спектакли для взрослых, - рассказывает Татьяна Шаталова. Есть еще один фактор, который серьезно повлиял на рост посещаемости, о нем упоминают буквально все специалисты, - “Пушкинская карта”. После начала ее действия в залах действительно прибавилось зрителей, в том числе молодежи.
ТЕАТР И ВРЕМЯ
Влияет на работу театров и обстановка в мире. Причем, случается, самым непредсказуемым образом: - У людей возрос интерес к театрам. Заметна потребность собираться вместе, чтобы ощущать себя едиными, - делится наблюдениями директор Рязанского театра драмы Семен Гречко. - Появилось еще больше откликов о спектаклях. Мне очень жаль, что в результате “культурной блокады” был сорван ряд международных проектов. В то же время очень приятно, что “с той стороны” есть здравомыслящие люди, которые в условиях СВО продолжают общение и надеются, как и мы, что русская культура всегда будет востребована в Европе. А председатель Новосибирского обкома профсоюза работников культуры Людмила Зенкова отмечает: - Для нас самыми значимыми стали сложности с получением авторских прав на постановки. Хотя справились. Благодаря своевременным изменениям в законодательстве и появлению специальных счетов правообладателей текущий репертуар не пострадал, идущие спектакли снимать не пришлось. В остальном ощутимых проблем нет. Скорее, изменились отношения между людьми - все мы откликнулись на общие театральные акции в поддержку жителей ДНР и ЛНР, наши театры провели и свои благотворительные акции. - Каких-то резких изменений в окружающей обстановке и нашей работе я отметить не могу, - размышляет Алмас Амиров. - Конечно, один из самых популярных жанров - комедии. Люди хотят отдохнуть, отвлечься, и комедийные постановки у нас всегда были очень сильные. Но прежде всего наш зритель идет на качественный спектакль, хороших актеров, художественный текст. Если есть эти составляющие, то с удовольствием смотрят и драму, и комедию, и мелодраму. Но не везде изменения столь безобидны. - С прошлого февраля мы работали на совесть, выступали перед нашими военнослужащими и вели патриотическую работу, - делится председатель первички драматического театра имени Луначарского Андрей Бронников. - Мы свои дела не афишировали. Надо сдать кровь - наши ребята поехали, сдали. Собрать вещи - собрали. И вдруг начались очень странные претензии: “А почему, скажем, у вас идет спектакль “Снег” бывшего худрука “Театр.doc”?” Ладно, эти вопросы можно понять. Но у некоторых чиновников возникают вопросы: “Почему у вас в спектакле петух в курятнике, это вы на гомосексуализм намекаете?!” А как вам ситуация с “Вечерами на хуторе близ Диканьки”, спектаклем нашего Театра юного зрителя? Вопрос - “почему у вас там звучат украинские песни”? Да потому, что Гоголь про Малороссию писал! - возмущается Бронников. Глупость это или прямое вредительство - понять сложно. Правда, в некоторых других регионах чиновное дуболомство и проблемой не кажется: - Например, выезжает один из наших театров с серией мастер-классов в Краснояружский район, - рассказывает председатель Белгородской областной организации профсоюза работников культуры Татьяна Шаталова. - А там через тропинку, считайте, граница с Украиной. Район обстреливают постоянно - а мы мастер-класс ведем! Или вот, приезжают к нам постоянно коллеги из Орла. Проводили концерт в Шебекино для раненых в госпитале. Город почти полностью разрушен… Страшно! Но делаем. Знаете, я бы раньше о таких проблемах рассказать могла - целый список! А сейчас главное - чтобы перестали стрелять, чтобы люди под огнем не работали, не гибли. Вот это проблема. Остальное, - смеется Шаталова, - это рабочие моменты и мелкие неприятности!
Источник: https://www.solidarnost.org/articles/u-lyudey-vozros-interes-k-teatram.html
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©
ПН | ВТ | СР | ЧТ | ПТ | СБ | ВC |
---|---|---|---|---|---|---|
1 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 2 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 3 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 4 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | |||
5 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 6 06 июня, 19:00 - Невеста из Имеретии (К. Рацер, В. Константинов) | 7 07 июня, 11:00 - Про ведьму Матрёну, Ивана и Алёну (Заслуженный работник культуры ДНР Алексей Аришин) 07 июня, 19:00 - Примадонны (Михаил Мамедов) | 8 08 июня, 19:00 - Московская гетера (С. Сабуров) | 9 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 10 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 11 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы |
12 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 13 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 14 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 15 15 июня, 19:00 - Бабий бунт (муз. Е. Птичкина по мотивам «Донских рассказов» М. Шолохова. Либретто Михаил Пляцковский ) | 16 16 июня, 19:00 - Распятая юность (Музыка засл. деятеля искусств Украины, нар. артиста ЛНР Ю.Дерского. Либретто засл. работника культуры Украины В.Зайцева ) | 17 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 18 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы |
19 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 20 20 июня, 19:00 - Ужин с дураком (Ф. Вебер) | 21 21 июня, 19:00 - ТРАКТИРЩИЦА (Карло Гольдони Перевод с итальянского – А. Дживелегов) | 22 22 июня, 12:00 - Аленький цветочек (Музыка М. Дунаевский Текст – И. Карнаухова, Л. Браусевич) 22 июня, 19:00 - ТЁТКИ (А. КОРОВКИН) | 23 23 июня, 19:00 - БЛОХА (по произведению Н. Лескова «Левша») | 24 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 25 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы |
26 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 27 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 28 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 29 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 30 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы |