Размер шрифта  А А А
Цвета сайта  Ц  Ц  Ц 

Телефон кассы театра:(4912) 45-15-58

en ru
Купить билеты

Игорь Овчинников: «Во взаимодействии со зрителем российские театры не делают даже 20% того, что уже придумано».

(Мила Сорокина/rzn.tv/25.11.2014)

Актер, помощник художественного руководителя в Мастерской Петра Фоменко о «формуле любви», менеджменте, региональных театрах и всемирной паутине.

Менеджмент в театре. Казалось бы, эти слова из разных лексиконов. Однако, современные реалии показывают: театром можно и нужно управлять. Театр может стать таким же, ну, или почти таким популярным видом досуга, как кино. Но для этого он должен перестать быть «местом для своих», стать ближе и дружелюбнее к зрителю. Как это сделать, театральных деятелей учат в «Школе театрального лидера». Выездную ее сессию провели в Рязани. О продвижении спектаклей порталу RZN.TV рассказал преподаватель «Школы театрального лидера», актер, помощник художественного руководителя в Мастерской Петра Фоменко и интернет-гуру театральнго мира Игорь Овчинников.

Слова «менеджмент» и «театр» кажутся совместимыми. Многие привыкли, что театр – это храм искусства, а не бизнес-единица. Как же все-таки эти понятия совмещаются в реальности? И что сегодня важнее: творчество или коммерческая составляющая?

- Я бы ответил фразой Пушкина «не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Долгие годы наши театры существовали в достаточно комфортных условиях, когда в СССР и даже позже взаимодействие с публикой было далеко не самой важной задачей. И как-то жили себе и, как говорится, не заморачивались. И даже горделиво считали, что о таких вещах, как посещаемость, прибыльность вообще говорить не стоит. На прибыльности я и сейчас особо сосредотачиваться не стану, а вот посещаемость – вещь в современном мире важная. Серьезно изменились времена. У театра, как искусства, и у театра, как у театральной организаци, огромная конкуренция со стороны других способов проведения досуга, гораздо более комфортных. Ведь удобнее сидеть дома у компьютера или телевизора, нежели заставлять себя одеться, пойти, сесть в зале и сидеть несколько чассов, не есть, не пить. Да еще и результат непредсказуем. Спектакль может же еще и не понравиться. Поэтому театру важно не потерять своего зрителя. Задача сейчас в привлечении аудитории. И тут в любом театре важно найти баланс между творческой составляющейи и организационной составляющей. Чтобы они друг друга не мучили, и друг другу не мешали. Но всегда нужно помнить, что самая главная задача театра – делать хорошие спектакли. Все, что связано с менеджментом – вторично. И, повторюсь, тут важен баланс. Многие руководители о нем забывают.

- Насколько на ваш взгляд соблюдают этот баланс в российких театрах? И как бы вы оценили развитие отечественного театра в целом?

- Начну с главного - я считаю, что российский театр лучший в мире! И ничто меня с этой точки зрения не собъет. Наша актерская и режиссерская школы абсолютно прекрасны. Аналогов в мире практически не существует. Хотя я высоко ценю и британский театр, и немецкий театр, и французский, но наш - особенный. Однако с точки зрения развития отечественного театра, есть одно большое «но». Во взаимодействии со своим зрителем российские театры не делают даже 20% того, что возможно, что уже придумано и опробовано в театральном сообществе во всем мире.

- Казалось бы, все уже придумано. Бери и применяй на практике. Так почему же в отечественных театрах все это не используется, как вы считаете?

- Причин для этого много. Во-первых, в российском театре, поддерживаемом государством, взаимодействие со зрителем бывает менее важно, чем взаимодействие с вышестоящими инстанциями. Потому что от начальства в основном зависит благополучие. Во-вторых, просто не знают. Т.е. нет у людей информации о том что и как можно делать. В-третьих, бывают просто консервативные театральные организации, которые не знают и знать не хотят. Но для этого мы и проводим такие семинары, чтобы рассказать и, возможно, что-то изменить в сознании тех людей, которые приходят в «Школу театрального лидера».

- На курсах «Школы театрального лидера» вы даете какой-то алгоритм действий?

- Миссия наших встреч в «Школе театрального лидера» – рассказать театральным деятелям о современных технологиях в управлении театром. Мы рассказываем про уже накопленный опыт, а уже театры сами решают, использовать эти знания или нет.

- Хотелось бы поговорить о конкретных технологиях. Например, в «Школе театрального лидера» вы много рассказываете о продвижении театров в интернете.

- Последние исследования показывают, что сайт является важнейшим источником информации для театрального зрителя. Не только московского, но из любого города. Вообще мы сейчас через интернет делаем огромное количество вещей. В том числе и выбираем театр. К счастью, уже не нужно, как 15 лет назад, умолять директоров театров: «да вы не бойтесь, интернет – это не страшно. Плохого не будет, только хорошее. Вы попробуйте, вам понравится!». На таком уровне, слава Богу, разговор уже не идет. Есть другой проблемный момент. Например, вы создаете сайт своего театра. Так попробуйте посмотреть на него со стороны! Не как руководитель театра – «как много моих фотографий здесь!», не как артист – «а все ли мои звания указаны?», а как человек, потенциальный зритель, который о вас ничего не знает. Какой вывод он о вас сделает? И тогда ваши сайты будут гораздо привлекательнее именно для той аудитории, для которой вы работаете. Театр же не работает для всех. Он работает для конкретных людей с определенными  . вкусами. Вот их вы и должны привлекать.

- А насколько важно взаимопонимание и взаимодействие руководства театра с актерами?

- Если директор не умеет взаимодействовать с актерами – это катастрофа. Я в последнее время постоянно провожу аналогию между театрами и семьями. Потому что театр – это коллективный творческий процесс. И совместное проживание на протяжении многих лет. Репертуарный театр – это аналог семьи. Нужно ли мужу и отцу учиться взамодействовать с детьми? По этой аналогии все становится понятно. Конечно! Никак иначе невозможно. Я всегда с больошй грустью смотрю, как руководить театром назначают людей, которые не имеют никакого театрального опыта. Потому что они вроде как руководят, а опыта нет и количество глупостей и неловкостей, которые они могут наделать, зашкаливает. Бывают исключения, но в принципе это такая специфическая зона деятельности, что с бухты-барахты это делать невозможно.

- Что на ваш взгляд для театра лучше - господдержка или переход на самоокупаемость?

- Говорить о самоокупаемости театров невозможно. Театр не тиражируемое искусство. Оно не может самоокупаться. За исключением мюзиклов. Да и то, чтобы мюзикл окупился, приходится играют по восемь спектаклей в неделю. Это конвейер. Да и то мюзикл не может самоокупиться, если он, например, рассчитан только на зрителей конкретного города. Если посмотреть этот мюзикл не приезжают из других городов или стран, то он не продержиться в репертуаре настолько долго, чтобы окупить затраты на постановку. Т.е. театр к сожалению не окупается. Но способы его поддерки бывают разные. Бывает, как в России или во Франции, колоссальная роль государства. Бывает, как в Великобритании, когда экспертные группы отбирают те проекты, которые, как они считают, можно финансировать. А бывает, как в  США, где нет министерства культуры и нет  никакого финансирования театров. И поэтому, как мне кажется, с американским драматическим театром все очень плохо. Поэтому я бы не сказал, что у меня есть рецепт. Это и большое счастья российских театров, что государство от них не отвернулось. С другой стороны, может быть, это замедляет их развитие, делает их более консервативными. Как говорится, где правда, покажет вскрытие.

Какую роль вы отводите региональным театрам в развитии современного искусства?

- Давайте попробуем разложить по полочкам. Во-первых, у меня глубочайшее убеждение, что провинциализм не в географии, а в голове. Я знаю огромное количество московских театров, которые провинциальны по своей сути.  Это значит вторичность, отсталость, нежелание экспериментировать и создавать что-то новое, движение по проторенной колее. И я знаю театры абсолютно мирового уровня, которые находятся на жутких окраинах! Поэтому география к хорошему или плохому театру не имеет никакого  отношения. От географии это не зависит. В столице, правда, развиваться чуть проще. Там больше коллег, соответственно больше конкурентов. Ты вынужден все время двигаться вперед. Вообще на жизнь и творчество людей в театрах малых городов я всегда смотрю как на подвиг.  Это серьезная самоотдача без каких-либо серьезных перспектив. Да и материальное положение бывает грустным. Т.е. когда люди занимаются творчеством в таких условиях – это самопожертвование. Но это абсолютно не мешает им двигать искусство, в том числе современное. И такие феноменальные, авангардные, в лучшем смысле этого слова, театры есть далеко от Москвы. Т.е. все зависит исключительно от тех людей которые этим занимаются. Кстати, в современном мире информационных технологий,  в какой бы провинции вы не были, у вас всегда есть возможность, многое найти, посмотреть, почитать в интернете. Границы стираются. Остается общее медийное пространство.

- А как-то оценить рязанские театры можете?

- Трагедия в том, что я впервые приехал в Рязани. И успел увидеть лишь здания театров со стороны. Но лиха беда начало. Разберемся.

- И подводя итог - может ли существовать какая-то единая управленческая стратегия для театров, проще говоря, есть ли формула успеха? 

- «Формулы любви» не существует. И универсальных рецептов, к сожалению, нет. Если бы были, я был бы счастливейшим человеком. Есть только основные правила. А так все очень индивидуально. У нас же нет рецептов счастливого брака. Сделайте так и умрете вместе в один день на одной подушке. Так же и у театров – все абсолютно индивидуально. Может получаться, может не получаться. Могут театральные коллективы складываться, прожить некоторое время, а потом распадаться. И собираться в других конфигурациях. Это жизнь и не надо этого пугаться.

Беседовала Мила Сорокина

http://rzn.tv/talks/2014/11/25/34/

Календарь

Август2022
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВC
1
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
2
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
3
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
4
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
5
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
6
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
7
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
8
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
9
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
10
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
11
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
12
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
13
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
14
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
15
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
16
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
17
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
18
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
19
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
20
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
21
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
22
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
23
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
24
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
25
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
26
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
27
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
28
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
29
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
30
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
31
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
    

Опрос



Интересно ли Вам посещать фестивальные спектакли?
  • Да, постараюсь увидеть как можно больше
  • Возможно, что-нибудь посмотрю.
  • Нет, вряд ли там будет что-нибудь интересное
  • Интерес к культурной жизни