Губернских театралов познакомили с «детьми Александра Македонского»
«Новая газета»-Рязань /№45 от 18 ноября 2021 г./ Малин и Нилам (novgaz-rzn.ru)
«Прививка» – сегодня это слово не сходит с новостных лент, да и просто не исчезает из разговоров. И пока тысячи горожан раздумывают, чем ее делать, где, когда и как, Рязанский театр драмы предлагает «вакцинироваться любовью». 15 ноября открылся VI Международный фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной». И первым в афише оказался Индонезийский художественный институт Паданг-Панджанга. Гости с далекого острова Суматра представили музыкальную постановку, выполненную в духе национальных традиций: рязанские зрители получили уникальную возможность познакомиться с легендой Минангкабау «Влюбленный Малин».
Минангкабау – народ, живущий на большом индонезийском острове Суматра. И, если озадачить интернет соответствующим запросом, то можно получить массу интереснейшей информации. Например, что название этого народа в дословном переводе с местного языка означает «победить буйвола». Что эти люди верят в свое происхождение от младшего сына Александра Македонского. Наконец, что живут они по строгим законам матриархата. «Рай находится под пятой матери» – так гласит одна из самых известных поговорок минангкабау.
Этот факт, собственно, и оказывается краеугольным камнем конфликта, который разворачивается в индонезийской постановке.
В деревне Минангкабау живет бедняк Малин со своей матерью. В поисках лучшей судьбы он решает отправиться в дальние края на заработки. Его матери и любимой девушке Нилам скрепя сердце приходится смириться с расставанием. Проходят годы, Малин становится успешным человеком. Он возвращается в родные края и хочет сделать предложение своей возлюбленной. Но мать не дает ему благословения: бедная Нилам теперь им не ровня. И только искренняя преданность девушки, которая все эти годы ждала своего избранника, отказалась от предложения богатого торговца и терпела всяческие беды, убеждает мать изменить свое решение и осознать настоящую любовь двух сердец.
Надо ли говорить, что история индонезийских Ромео и Джульетты окончилась счастливыми объятьями и всеобщим ликованием! В том числе и зрительским, поскольку увидеть такое экзотичное представление на сцене губернского театра – шанс исключительный. Рискну предположить, что хрустальная люстра нашего зала и красный бархат кресел впервые «видели» таких необычных гостей. Бумажные зонтики, яркие шелка, тонко позвякивающие украшения, остроконечные крыши домов – все это выглядело редкими диковинками, чудом занесенными восточным ветром в хмурую осеннюю Рязань.
Создатели постановки (автор пьесы Эди Суисно), переработав народную легенду Минангкабау, превратили ее в представление, жанр которой определили как музыкальная история любви. Музыка и пение сопровождали все действие, причем в живом исполнении. Барабаны, металлофоны, гонги, бамбуковые флейты – аутентичное звучание национальных индонезийских инструментов создавало непередаваемую атмосферу. Своеобразным музыкальным инструментом становились даже костюмы артистов! В танцевальных номерах спектакля использовались движения из традиционного боевого искусства – пенчак силат. И самая интересная часть такого выступления – это применение плотных хлопковых штанов, называемых галембонг, для отбивания ритма ладонями. Ткань туго растягивается широким шагом, после чего по ней можно громко барабанить.
Музыка – это язык, который не требует перевода, хотя диалоги для удобства публики все же сопровождались субтитрами. И некоторые фразы тут же хотелось оставить в записной книжке. По крайней мере, теперь рязанские зрители знают, как сделать лучший комплимент суматрианской девушке: «Нилам, ты та, по кому я тоскую, как по чашке кофе и куску ламанга*».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Перед началом представления ректор Индонезийского художественного института Паданг-Панджанга Новесар Джамарун и директор Рязанского театра драмы Семен Гречко подписали договор о сотрудничестве. А на пресс-конференции профессор Новесар Джамарун представил свое учебное заведение рязанским журналистам.
– Мы рады представить на фестивале «Свидания на Театральной» Индонезийский художественный институт Паданг-Панджанга. Паданг-Панджанг – город в Индонезии, входящий в состав провинции Западная Суматра. Индонезия – крупнейшее островное государство в мире. Территория нашей страны представляет собой огромный архипелаг, 17 тысяч островов, лежащих на границе Тихого и Индийского океанов. Один из самых больших среди них – Суматра. В нашем художественном институте действуют два факультета, один из которых работает в направлении театрального искусства. В институте обучаются студенты из разных стран, есть и ребята из Москвы и Санкт-Петербурга. Сейчас из-за пандемии коронавируса они были вынуждены вернуться в Россию. Но надеемся, что в будущем году снова сможем принимать студентов из зарубежных стран. На фестивале мы представляем постановку «Влюбленный Малин». В ее основе легенда провинции Минангкабау. История рассказывает о вечной любви и преданности, которая преодолевает все препятствия. С этим спектаклем мы уже выступали в Китае и Японии. Надеемся, когда ситуация в мире стабилизируется, его смогут увидеть еще больше зрителей в разных странах. Тем более что жанр постановки – музыкальный театр, опера – понятен в любой точке мира. В этом представлении синтезированы разные виды искусства: традиционная музыка, танец, видео, театр. В спектакле звучит тема любви к своей семье – вечная, общечеловеческая тема. Минангкабау – народ, который долгие столетия живет в матриархальном строе. И это также находит отражение в нашем спектакле.
P.S. Фестиваль «Свидания на Театральной» продлится до 21 ноября. Всего рязанские зрители увидят девять постановок из разных городов: Паданг-Панджанга (Индонезия), Гомеля (Беларусь), Москвы, Санкт-Петербурга, Рязани, Тамбова, Мичуринска, Липецка и Лысьвы.
*Ламанг – традиционное кушанье в кухне минангкабау. Представляет собой рис, обычно клейких сортов, замоченный в кокосовом молоке и запеченный в полых стволах бамбука на открытом огне в течение нескольких часов.
Вера НОВИКОВА
ПН | ВТ | СР | ЧТ | ПТ | СБ | ВC |
---|---|---|---|---|---|---|
1 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 2 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 3 03 марта, 19:00 - Двенадцатая ночь (по пьесе У. Шекспира) | 4 04 марта, 18:00 - Двенадцатая ночь (по пьесе У. Шекспира) | 5 05 марта, 18:00 - Двенадцатая ночь (по пьесе У. Шекспира) | ||
6 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 7 07 марта, 19:00 - Двенадцатая ночь (по пьесе У. Шекспира) | 8 08 марта, 18:00 - Двенадцатая ночь (по пьесе У. Шекспира) | 9 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 10 10 марта, 19:00 - Иванов (А.П. Чехов) | 11 11 марта, 14:00 - Царевна-лягушка () 11 марта, 18:00 - Доходное место (А.Н. Островский) | 12 12 марта, 12:00 - Волшебник Изумрудного города (А. Волков) 12 марта, 18:00 - Клинический случай (Р. Куни) |
13 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 14 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 15 15 марта, 18:00 - История любви (Э.Сигал) 15 марта, 20:00 - Я танцую как дебил (И. Витренко) | 16 16 марта, 19:00 - 6 утра, американо (Влада Ольховская) | 17 17 марта, 19:00 - Чисто женская логика (Дон Нигро) | 18 18 марта, 18:00 - Двенадцатая ночь (по пьесе У. Шекспира) | 19 19 марта, 12:00 - День рождения кота Леопольда (А. Хайт) 19 марта, 18:00 - Мы не одни, дорогая! (Р. Куни, Дж. Чэпмен) |
20 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 21 21 марта, 19:00 - МУЖЧИНА С ДОСТАВКОЙ НА ДОМ () | 22 22 марта, 18:00 - История любви (Э.Сигал) 22 марта, 20:00 - Я танцую как дебил (И. Витренко) | 23 23 марта, 19:00 - Никто не идеален (С. Уильямс) | 24 24 марта, 19:00 - Двенадцатая ночь (по пьесе У. Шекспира) | 25 25 марта, 14:00 - Дочь пирата (Ж. Базо) 25 марта, 18:00 - Тартюф (Ж.Б. Мольер. Переводчик Сергей Самойленко) | 26 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы |
27 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 28 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 29 29 марта, 19:00 - СЕМЕЙКА КРАУЗЕ (А. Коровкин) | 30 30 марта, 19:00 - ЗОЙКИНА КВАРТИРА (М. Булгаков) | 31 31 марта, 19:00 - ПЕР ГЮНТ (по пьесе Генрика ИБСЕНА) |