Размер шрифта  А А А
Цвета сайта  Ц  Ц  Ц 

Телефон кассы театра:(4912) 45-15-58

en ru
Купить билеты

Урсула МАКАРОВА: 8 1/2 лет спустя

(Ольга Почина/nasharyazan.info/04.10.2013)

Всего через неделю зрителей Рязанского драмтеатра ожидает премьера. Новый спектакль перенесет их в «душистый теплый вечер в конце августа», полный аромата созревших яблок, – в такой атмосфере разворачивается комедия по пьесе Островского «Правда хорошо, а счастье лучше»... А в перерывах между репетициями пьесы «Наша Рязань» встретилась с режиссером спектакля Урсулой Макаровой.

Уже известная рязанской публике по постановкам Островского, Кэрролла, Нины Садур, она вернулась к работе в рязанском театре спустя восемь с половиной лет. Параллельно с режиссурой на рязанской сцене, Урсула Макарова ставит спектакли в Государственном драматическом театре Республики Мордовия. В активе молодого энергичного режиссера – больше двадцати постановок: в театрах Белгорода и Твери, Москвы и Южно-Сахалинска…

– Урсула, ваш новый спектакль в Рязани – каким он будет, что мы увидим интересного?

– Прежде всего, это комедия – и мы постараемся, чтобы и получилась комедия, то есть подарила  зрителю хорошее настроение. «Правда хорошо, а счастье лучше» – очень легкая история. Мы как раз обсуждали сегодня с актерами – по сути, это сказка для взрослых. В ней нет коллизии, которую нужно было бы разгадывать; здесь понятно чуть ли не с первого акта, кто с кем будет счастлив, – причем понятно, что так не бывает, но ведь иногда необходимо помечтать, погрезить. И потому эта концовка всем приятна, зритель ей сопереживает, получает душевный подъем…

– Эта постановка будет похожа на ваши предыдущие работы? В ней угадывается «режиссерский почерк»?

– А вот это сложно: когда зрители и критики режиссера любят, они говорят, что у него есть «почерк», а когда не любят – говорят, что это «штампы». Да, безусловно, никто из нас не свободен от школы, пройденной в своей мастерской, – она входит в  геном, в твои клетки, и там остается. Поэтому я всегда узнаю работы учеников своего мастера, Сергея Женовача. С ними мы всегда будем одной крови. Словом, есть театральные законы, которые я не могу нарушать – которые мне передал мастер. А с другой стороны, мы изучаем законы театра и для того, чтобы научиться их грамотно и вовремя нарушать, – этим и создается некий контрапункт, интересный для зрителя.

– Кто из современных режиссеров вам интересен?

– Наверное, это прежде всего учитель моего учителя – Петр Наумович Фоменко, которого уже нет с нами… Очень уважаю Марка Анатольевича Захарова. Мне интересны спектакли Бутусова, Додина, Генриетты Яновской. Выпускник нашей мастерской Михаил Станкевич сейчас в «Табакерке» делает очень интересные постановки. Вообще очень люблю смотреть чужие спектакли, особенно экспериментальные.

– А этот спектакль у вас который по счету – хотя бы примерно?

– Зачем же примерно, я точно скажу: это мой 24-й спектакль.

– Так много, тем более – для молодого режиссера…

– Да, это действительно много. И всегда напоминаю себе: хорошо бы, чтобы не только количество, но и качество не огорчало.

– Как вам удается параллельно работать еще и в Русском театре Мордовии?

– Очень просто – там уже открыли сезон, всё запустили, начали, а я приехала сюда. Но когда я там, скучаю по ребятам, которые здесь, и наоборот, здесь скучаю по тамошним…

– Какие спектакли вы ставили в Саранске?

– В прошлом сезоне состоялись премьеры – «Ночь ошибок» по пьесе Оливера Голдсмита и «Актерская гримерная» Кунио Симидзу. Со второй пьесой уже съездили на фестивали – в Кишинев, в Херсон, и, что приятно, успешно съездили. А «Ночь ошибок» открывала фестиваль «Соотечественники» в Саранске.

В том же сезоне я выпустила «Забыть Герострата!..» по пьесе Григория Горина. В этом премьер еще не было. Кроме того, в Русском театре я веду несколько проектов, в которых курирую работу приглашенных режиссеров.

– Надо же, какие необычные вещи вы ставите в том театре, а в Рязани – снова Островский… Чем это объясняется?

– На самом деле, сознаюсь, у меня нет драматурга любимее, чем Островский, – более психологичного, с тонким юмором, по юмору с ним только англичане могут сравниться. Он игровой, как Шекспир, а психологичен почти как Чехов. Это невероятное сочетание! И это была моя просьба – снова поставить Островского. Нельзя два раза войти в одну реку, но можно погрузиться в мир того же самого автора совершенно в ином качестве. И это было мое, режиссерское, желание – сделать это абсолютно иначе, чем в прошлый раз, когда ставила «Бесприданницу». Да и жанр совсем другой – то была драма, сейчас – комедия, 

получается такой перевертыш…

– По правде говоря, заинтриговали, ждем премьеры… Давайте знакомить с вами будущих зрителей. Вы родом из Рязани?

– Да, Рязань – мой родной город.

– А где учились?

– Я закончила 51-ю школу. Обожаю директора этой школы, Ольгу Николаевну Маслюк, мы до сих пор общаемся. Это мой любимый педагог, учитель английского.

– Это правда, что вы с пяти лет ездили с родителями по гастролям?

– Так действительно было. Мой папа, Юрий Владимирович Шульгин, уже больше 30 лет работает в этом театре (Юрий Шульгин – заведующий художественно-постановочной частью Рязанского драмтеатра. – Авт.) Вот мы и ездили все вместе. Мама, Елизавета Иринарховна Макарова, – по профессии филолог, думаю, многим это имя знакомо: в Рязани она одной из первых создала программу для гимназических классов, с первого по десятый. По ней работают до сих пор.

– С какого возраста вы связали свою жизнь с театром всерьез?

– Сразу по окончании школы – два года проработала в Рязанском драмтеатре как художник-декоратор, потом уехала в ГИТИС. Пока училась, ставила спектакли – и здесь, и не только здесь. А закончив ГИТИС, я с большим удовольствием каталась по всей России, от Твери до Южно-Сахалинска. 

– И в стольких театрах успели поработать… Это ваш принцип – не останавливаться на достигнутом?

– Да, я считаю, что какая бы ни была любимая и прекрасная труппа,  нужно развиваться – так же, как и для актеров неинтересно работать с одним и тем же режиссером. Все мы со временем начинаем себя немножко «тиражировать» – вот этого я и стараюсь избегать. И поэтому я только сейчас позволила себе иметь стационарный театр, впервые согласилась на такое предложение, но для Рязани сделала исключение и приехала. Для Рязани я найду время всегда. И этот театр для меня всегда будет особенным: я знаю здесь каждое кресло, каждую половичку. Вот к этой кулисе мне когда-то в детстве доверяли выносить скелет, когда шел спектакль «Остров сокровищ»…

– А в честь кого вам дали такое редкое имя?

– Просто была такая родительская фантазия. По семейной легенде, сначала хотели назвать Суламифью, но выбрали это имя. Правда, в загсе маму пугали, что в 18 лет я приду менять имя на «Снежану», но я до сих пор довольна.

– В 2005-м вы поставили в Рязани «Чудную бабу» – по пьесам Нины Садур. Я хорошо помню тот  спектакль на малой сцене, он произвел сильное впечатление, и не только на меня: зрители выходили из зала сами не свои, долго обсуждали увиденное… А потом он, к сожалению, исчез из репертуара.

– По произведениям Нины Садур я потом ставила спектакль в театре «Сфера», и на премьеру  мы приглашали автора. Для меня это очень дорогой момент. Нина Николаевна, посмотрев спектакль, отметила две сцены. В Рязань, конечно, мы автора не приглашали – она живет в Москве. Но в Рязани был абсолютно другой спектакль «Чудная баба», другие костюмы, декорации.

– А почему нельзя в Рязани вернуть на сцену «Чудную бабу»?

– Это невозможно. Даже если бы все актеры по-прежнему работали в театре (а трое или четверо уже здесь не работают), дело даже не в этом, – это был бы другой спектакль. Я сама стала другая, у меня жизнь за это время поменялась, ребенок родился, – и я уже думаю по-другому и не сделаю то же самое. Спектакль – он живой. И попытайся я его возродить, это будет, к сожалению и ужасу, не тот спектакль, который видели вы, а выйдет «гальванизированный труп». Однако в этом и счастье театра, и его отличие от кино: мы работаем здесь и сейчас. Даже если спектакль записан на пленку, он теряет процентов 70 того, что видят и чувствуют зрители.

После репетиции спектакля «Правда хорошо, а счастье лучше»

– Что еще вы хотели бы поставить именно здесь, на рязанской сцене?

– Очень много пьес, которые хотелось бы поставить. Скажем, нравится мне пьеса «Полковник Птица» Христо Бочева – она очень мужская, там ни одной женской роли. Есть несколько инсценировок – по Рею Брэдбери, по Маркесу. Материала много, и это здорово. А труппа в Рязанском драмтеатре настолько профессиональная, что у меня даже нет ощущения, что мы расставались на восемь с половиной лет. Наоборот, появились новые люди, которые талантливы и умеют работать.

– Вы стремитесь к тому, чтобы побеждать на фестивалях, больше ездить на гастроли, или измеряете успех в чем-то другом?

– Для меня успех категорически не измеряется в поездках и фестивальных победах. В театре у режиссера и артиста есть только один критерий успеха – его личное, внутреннее ощущение. Например, я  знаю, чтО я делаю, для чего и для кого я это делаю; примерно представляю «радиус поражения» – то есть бывают спектакли, которые 90 процентов зала захватят, а есть – которые только 20… Но я всегда сама чувствую – хорошо получилось или плохо.

– То есть аплодисменты зрительного зала не имеют для вас большого значения?

– Аплодисменты – награда артистам за их работу. И я рада, когда их слышу, но понимаю, что всё это не мне адресовано. Успех постановки – это их, актеров, слезы и пот, их стертые лодыжки, бессонные ночи, растянутые связки, потерянные голоса, их адский ежедневный труд. А я просто сижу тут, в зрительном зале…

– Например, сегодня, насколько я знаю, вы репетировали с 10 до 17, без перерыва?

– Да, потому я и говорю, что для актеров это адский труд. И мое уважение к тем, с кем я работаю, бесконечно. Потому что я этого не могу – семь часов подряд выкладывать всё, что в тебе есть, а они – могут! Им и хлопайте...

 

P.S. Премьера спектакля «Правда хорошо, а счастье лучше» по комедии А. Н. Островского состоится 11 октября, начало в 19.00. Даты ближайших спектаклей: 12 октября, начало в 18.00, и 19 октября, начало в 18:00. 

 Ольга Почина

http://www.nasharyazan.info/novost9006.html

Календарь

Август2019
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВC
   1
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
2
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
3
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
4
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
5
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
6
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
7
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
8
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
9
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
10
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
11
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
12
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
13
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
14

14 августа, 19:00 - ()

15

15 августа, 19:00 - ()

16
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
17
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
18
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
19
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
20
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
21
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
22
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
23
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
24
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
25
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
26
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
27
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
28
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
29
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
30
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
31
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
 

Опрос



Интересно ли Вам посещать фестивальные спектакли?
  • Да, постараюсь увидеть как можно больше
  • Возможно, что-нибудь посмотрю.
  • Нет, вряд ли там будет что-нибудь интересное
  • Интерес к культурной жизни