Триллер к 8 марта
(Тамара БУТИНА/«Аргументы и факты – Рязань»№10(800)/03.2014 )- Зачем брать зрителя «на слабо»?
- Известный театральный режиссёр Сергей ВИНОГРАДОВ продолжает удивлять и эпатировать рязанскую публику.
- Так, к Женскому дню он решил порадовать прекрасную половину человечества … душераздирающим триллером. По-крайней мере, именно так премьера заявлена в афише. Впрочем, сам режиссёр спешит успокоить зрителей: история о похитителе девушек поставлена по классическому роману Джона Фаулза «Коллекционер» и ещё раньше театралы Москвы, Томска, других городов приняли её вполне благосклонно…
- Тем не менее, в Рязани за Виноградовым уже прочно закрепилась слава не только экспериментатора, но и провокатора. О том, зачем нужно эпатировать зрителя и как рязанская публика воспринимает провокацию, Сергей Виноградов рассказал еженедельнику «АиФ-Рязань».
- Терпеливая публика
- - Сергей Александрович, так всё-таки, для чего в прекрасный весенний праздник пугать дам триллером?
- - На самом деле я лукавлю, называя это триллером. С одной стороны, мы с первой минуты заявляем, что действие основано на криминале: молодой человек похищает девушку. Чем не триллер? Но с другой - это спектакль о высоком чувстве. Оба персонажа - в заключении: девушка физически, а юноша в плену своих страстей. И ещё неизвестно, кому тяжелее в этой ситуации. Зритель же сам сделает выбор, кто из персонажей ему близок…
- - Зачем вы постоянно провоцируете публику? Помнится, постановка «Моя любимая обезьянка» с шутками про секс с животным, вызвала, мягко говоря, неоднозначные отзывы зрителей...
- - Если честно, то я ждал большего скандала, Даже скажу так: я хотел скандала. Я уверен, что такие спектакли необходимы, а возможно, нужны и ещё более смелые постановки. В Рязани - корректная публика. Терпеливая и трепетная. Она не хочет вступать в конфликт с актерами, с постановщиком...
- А этот конфликт
временами необходим. Тогда театр
будоражит зрителя, не даёт ему
«закостенеть».
К слову, чрезмерная корректность присуща и отечественным критикам. Вообще, у нас в стране театральная критика, на мой взгляд, находятся в зачаточном состоянии. А спектакль живёт, когда его не только хвалят, но и ругают и спорят до хрипоты… - Я уверен, что как и сто лет назад, так и теперь эксперименты необходимы театру. Для меня форма подачи иногда даже главнее содержания. И актеру должно быть неспокойно на сцене, его чувства надо постоянно бередить. Именно поэтому я, зачастую, даже не сразу объясняю труппе, почему в этом спектакле я выбираю именно такой язык, такую форму. До сих пор помню слова моего первого учителя, режиссёра театра МГУ - Александра Четверкина: «Сережа, запомни, театр – это когда больно. И не только зрителю, но и актеру».
- Провинциальный – значит живой?
- - Слова «провинциальный театр», «провинциальный актер» часто произносят с пренебрежением. Вы в Рязани проработали почти год. Как Вам наша «провинциальность»?
- - Провинциальные актеры мне нравятся больше, чем столичные. В них нет той плесени, которая разъедает людей, плесени под названием «халява и шальные деньги». Да, быть может актер из глубинки и не хватает звезд с неба, у него нет столичных заработков. Но зато он честен для профессии. Он еще жив, и с ним можно ещё что-то сделать.
- Более того, я каждый день убеждаюсь в том, что театром лучше всего заниматься именно в маленьком городе. В Рязани есть своя особая атмосфера… В Москве же - постоянные пробки, и они, как бы снимают с актера вину за опоздание. Приходит на 40 минут позже начала репетиции и это считается нормой! Чтобы поставить спектакль в Москве, надо собрать команду с 2-3 составами на каждую роль... А это значит - усложнить себе работу, ведь в голове у режиссера есть образ, к которому он ведет актера. Актер меняется – меняется всё… А по-другому, увы, нельзя.
- - Вы – коренной москвич. Тяжело было привыкнуть к более размеренной жизни в Рязани?
- - Совсем нет. Знаете, мне доставляет огромное удовольствие идти пешком от дома до театра, к тому же это всего 5 минут. Из моего окна просто потрясающий вид. С одной стороны - храм, с другой - угол Кремля, а по центру - театр. Да и публика в Рязани хорошая. Она принимает мои страсти, мысли, мою любовь. И в ответ в большинстве случаев я получаю именно ту реакцию зала, на которую и рассчитываю.
- В открытом доступе
- - Предположу, что среди ваших зрителей немало молодых людей, которые в силу возраста легче принимают театральные новшества. Впрочем, есть сегодня и такое мнение, что нынешнее молодое поколение думать самостоятельно, в принципе, не приучено. Вы как считаете?
- - Я бы не ровнял всех под одну гребенку. Часть молодежи в какой-то мере соответствует этому стереотипу… Но многие молодые люди вполне самостоятельны, и умеют защищать своё мнение.
- Мне кажется, важнее всего, как раньше, так и сейчас, чтобы человек хотел ставить перед собой всё новые вопросы и был готов искать ответы, без чьей-либо посторонней помощи.
- Когда я рос, с материальными ценностями было туго. Зато мы развивались духовно. Чтобы посмотреть фильм Тарковского, отмечались в очередях за несколько дней до премьеры. Передавали друг другу книги, зачитанные до дыр. Сегодня многое поменялось... Вся духовная пища, как принято говорить, в открытом доступе. Но открытые двери далеко не всегда ведут к свободе личности…
- Беседовала Тамара БУТИНА
ПН | ВТ | СР | ЧТ | ПТ | СБ | ВC |
---|---|---|---|---|---|---|
1 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 2 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 3 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 4 04 февраля, 19:00 - Чисто женская логика (Дон Нигро) | 5 05 февраля, 19:00 - Выдать Джанет замуж (С. Бобрик) | 6 06 февраля, 14:00 - Волшебные сны Кузьмы (П.Высоцкий, И.Дмитриев) 06 февраля, 18:00 - Мы не одни, дорогая! (Р. Куни, Дж. Чэпмен) | 7 07 февраля, 12:00 - Волшебник Изумрудного города (А. Волков) 07 февраля, 18:00 - ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В РАЙ (Б. Вербер) |
8 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 9 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 10 10 февраля, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард) | 11 11 февраля, 19:00 - Вышел ангел из тумана (П.Гладилин) | 12 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 13 13 февраля, 18:00 - Вишневый сад (А.П. Чехов) | 14 14 февраля, 12:00 - Как Настенька чуть кикиморой не стала (В.Илюхов) 14 февраля, 18:00 - Валентин и Валентина (М. Рощин) |
15 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 16 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 17 17 февраля, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард) | 18 18 февраля, 19:00 - Школа соблазна (В.Азерников) | 19 19 февраля, 19:00 - Фауст (И.В. Гете) | 20 20 февраля, 19:00 - Сирано. Экспозиция (Ю. Поспелова ) | 21 21 февраля, 12:00 - День рождения кота Леопольда (А. Хайт) 21 февраля, 18:00 - Клинический случай (Р. Куни) |
22 22 февраля, 18:00 - Никто не идеален (С. Уильямс) | 23 23 февраля, 18:00 - Никто не идеален (С. Уильямс) | 24 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 25 25 февраля, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард) | 26 26 февраля, 19:00 - Касатка (А.Н. Толстой) | 27 27 февраля, 14:00 - Волшебные сны Кузьмы (П.Высоцкий, И.Дмитриев) 27 февраля, 18:00 - Мы не одни, дорогая! (Р. Куни, Дж. Чэпмен) | 28 28 февраля, 12:00 - Царевна-лягушка () 28 февраля, 18:00 - Пиноккио. Переплыть море (К. Коллоди, сценическая версия Л. Гуарро) |