Театры Рязани в марте
(Анастасия Милованова/02.03.2013)Впечатления, как витамины, чем больше, тем лучше ваше самочувствие, что особенно актуально на пороге весны. Обеспечить себя ими с пользой для сердца и ума можно, например, в театре.
Театр драмы
Предполагалось, что весна здесь начнется с гастролей московского театрального центра «Вишневый сад», но показы отменены. Будем считать это поводом внимательнее изучить афишу в поисках альтернативного варианта.
Алхимия любви
Красочная, динамичная версия шекспировской пьесы «Много шума из ничего». Тот случай, когда зрителя развлекают с умом. Все в лучших традициях итальянского карнавала: много движения, музыки, цвета. Фигуры героев, которым предстоит многое пережить и сильно перемениться за время спектакля, на таком пестром фоне вопреки бытовой логике «ослепительно» заметны. В этом вся хитрость: легкомысленно поддавшись солнечному обаянию действа, переживать историю начинаешь всерьез. Простота ее, как обычно у Шекспира, иллюзорна. Смотрите внимательно и увидите «знакомых незнакомцев», у каждого из которых сложная, как принято говорить, внутренняя жизнь и сердечная тайна.
Увидеть можно: 10 марта.

Фото Андрея Павлушина
Настоящий инспектор Хаунд
Экспериментальная сцена «Черный кабинет» приглашает. Автор пьесы, английский драматург Том Стоппард, жив и здравствует. Одна из последних его работ (сценарий для британской версии «Анны Карениной» с Кирой Найтли), наделала немало шума, и по большей части не в Англии, а в России. Отношения Стоппарда с самим понятием «классика» довольно запутаны.
Сделав себе имя на «шекспировских фантазиях» («Розенкранц и Гильденштерн мертвы», «Влюбленный Шекспир»), он и сам попал в программы гуманитарных вузов, как эталон и объект изучения, оставаясь при этом знатным бунтарем и насмешником. В многозначительном положении «между» вся соль. Пьесы Стоппарда почти всегда не то, чем кажутся поначалу. Их мир причудлив, как зазеркалье: вроде бы только что наблюдал за чужим путешествием, а вот уже и вглядываешься в собственное лицо. Если само словосочетание «английский детектив» вызывает у вас сон и скуку, рискните, и, возможно, измените свое мнение, только не забываете про опасную близость отношений, в которые вступает со зрителем эта драматургия.
Увидеть можно: 7 и 13 марта.
Горе уму
То самое «Горе от ума», по которому каждый писал в школе сочинение на тему «галерея типов фамусовской Москвы», где последовательно перечислял их пороки и слабости. За «типами» легко было не заметить людей, а ведь все они «высмотрены» Грибоедовым «на натуре», в гостиных, на балах, на расстоянии вытянутой руки. Присмотреться к их горестям и радостям интересно уже хотя бы потому, что мало кто из нас в душе по— настоящему Чацкий, а вот «типичного» в каждом хоть отбавляй. Размышляя так, за сатирой легко обнаружить трагикомедию, главный герой которой просто «хотел, чтобы его любили», отчего знаменитые афоризмы Чацского быстро теряют в цене, в отличии от его горя. Традиции здесь предпочли эксперименту (если платье, то в стиле ампир, если печь, то в изразцах): пристально изучать человека гораздо удобнее в привычной для него среде.
Увидеть можно: 14 марта.
Прошлым летом...
Оригинальное название пьесы уточняло — в Чулимске. Оказалось — повсеместно и всегда. Если принц Гамлет пытался восстановить «расшатавшийся век», то для жителя провинции ежедневным подвигом может стать починка расшатавшегося палисадника, что только на первый взгляд комично. В деталях, как обычно, скрыт подвох. Бытовые случайности, вроде подслушанного разговора или перехваченной записки становятся вехами судьбы, отчего мелодрама неуклонно превращается в трагедию. Это серьезный разговор о том, как «мелочи» жизни определяют все ее течение, о ежедневном выборе, о том что девиз «делай, что должен и будь, что будет» может руководить не только доблестным рыцарем, но и хрупкой женщиной.
Увидеть можно: 15 марта.

Фото Елены Худобородовой
Dreams… (Мечты и сны...)
Хороший вариант для тех, кто ценит магию театрального пространства, но не настроен на черезчур серьезный разговор, а также для тех, кто театру предпочитает кино. Первым по душе придется жанр («легкая комедия в стиле чарльстон»), вторым — возможность лично заглянуть на кинокухню, в мечты и сны тех, кто делает реальностью чужие фантазии. Золотая эпоха Голливуда еще не наступила. На сцене снимают немое кино под живую музыку совсем рядом со зрителями, сидящими здесь же. В каком-то смысле эта постановка дает возможность заглянуть и на кухню театральную: перед нами результат самой тесной из всех возможных связей между режиссером и драматургом.
Поставила спектакль автор текста — Наталья Минская.
Увидеть можно: 6 марта.

Театр на соборной
Провинциальный романс
«Люди обедают, только обедают, а в это время рушатся их жизни и слагается их счастье...» «Провинциальный романс» — большой проект, создатели которого обещают серию чеховских постановок на сцене Тюза. Сейчас можно увидеть рассказ «Ионыч», на очереди — «Невеста» и «Человек в футляре», рассказы, которые тем интереснее, чем больше в них вчитываешься. Все дело в «пустотах»: точках, тире, запятых. На сцене знаки препинания превращаются в действия и паузы, которые часто могут объяснить больше, чем слова. Малому залу режиссер предпочёл большую сцену, где разместил зрителя на стульях, « в шаге» от артистов, словно посетителей провинциальной гостиной. При таком приближении родство героев и публики трудно не заметь, что и определяет тон спектакля. Вместо злых «провинциальных анекдотов» зрителя ждет ироничный, многозначительный (в лучшем смысле этого слова), нежный разговор по душам, вроде беседы с дальним родственником. Здесь все свои люди.
Увидеть можно: 15, 16, 23, 30 марта.
Сотворившая чудо
Спектакль основан на реальных событиях. Возраст в данном случае лучший комплимент. Премьера состоялась в 1991 году, а в этом сезоне постановка предстала в обновленном составе. Зрителю предстоит большая эмоциональная работа: на сцене слепоглухонемая девочка, практически неконтролируемая поначалу, учиться говорить с помощью рук. Это настолько же чудо, насколько и обыденность. Настоящая Элен Келлер выросла в общественного деятеля и ученого, написавшего среди прочих книгу с говорящим названием «Оптимизм». В пьесе громких заявлений немного. История живых людей в исключительных обстоятельствах говорит сама за себя. Как и в сказках, волшебство здесь имеет свою цену, а вот честный разговор о нем бесценен.
Увидеть можно: 9, 21, 22 марта.
Театр кукол
...И наказание
Если вы привыкли считать классические истории скучными, а театр кукол — заведением для малышей, пора ломать стереотипы. Как минимум, вы удивитесь, как максимум, получите удовольствие. Весну здесь встречают постановкой по самому «школьному» произведению Достоевского, оставив от названия половину, а от самого текста, что в условиях театра, и логично, и неизбежно, и того меньше (афиша указывает — сцены из романа). В любомслучае объем информации колоссален. Работа с таким материалом по уровню сложности, наверное, сравнима с кругосветным плаванием, но, как показывает практика, в этом театре такие задачи решают с блеском, достаточно вспомнить спектакли «Мастер и Маргарита» или «Брат Чичиков».
Если название вдруг насторожило вас, вспомните, что и сама книга не совсем про то, как «студент старушку убивал», а в каком-то смысле и совсем не про это. Жизнь Раскольникова после «идейного» преступления занимает в разы больше страниц, где как раз и расположены основны интеллектуальные дуэли, мистические видения и философские поиски героев.Добраться до главных загадок романа и ключей непросто, и с годами от прочтения остаются не столько страх и трепет душевный, сколько пресловутые штампы вроде окровавленного топора. Где еще «обновлять» эмоции, как не в театре, пережив «наказание» вместе с труппой? При этом манит все-таки не столько история, сколько способ ее исполнения: на сцене артисты и живые, и кукольные, а значит полет творческой фантазии не ограничивают рамки физического мира. Все, что невозможно для человека, возможно для куклы и наоборот.
Увидеть можно: 2 и 31 марта.
Самые преданные ценители театрального искусства, возможно, всем спектаклям предпочтут «Бал Мельпомены», который на деле представляет собой этакий «сводный капустник», где профессионалы подводят итоги сезона и отменно шутят не только на темы искусства. Главная интрига — победители в номинации режиссура. В прошлом году первенство среди работавших для детей присудили Валерию Шадскому («Лиса и медведь» (Театр кукол)); для взрослых — Сергею Виноградову («Сладкоголосая птица юности» (Театр драмы)).
Увидеть можно: в международный день театра, 27 марта, в Театре драмы.
Это наиболее значимые театральные события марта. Выбор за вами. Ищите и наверняка найдете «свой» спектакль.
ПН | ВТ | СР | ЧТ | ПТ | СБ | ВC |
---|---|---|---|---|---|---|
1 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 2 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 3 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 4 04 марта, 19:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук) | 5 05 марта, 19:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук) | 6 06 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук) | 7 07 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук) |
8 08 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук) | 9 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 10 10 марта, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард) | 11 11 марта, 19:00 - Выдать Джанет замуж (С. Бобрик) | 12 12 марта, 19:00 - Сирано. Экспозиция (Ю. Поспелова ) | 13 13 марта, 14:00 - Царевна-лягушка () 13 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук) | 14 14 марта, 12:00 - Волшебник Изумрудного города (А. Волков) 14 марта, 18:00 - Клинический случай (Р. Куни) |
15 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 16 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 17 17 марта, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард) | 18 18 марта, 19:00 - Пиноккио. Переплыть море (К. Коллоди, сценическая версия Л. Гуарро) | 19 19 марта, 19:00 - Никто не идеален (С. Уильямс) | 20 20 марта, 14:00 - Волшебные сны Кузьмы (П.Высоцкий, И.Дмитриев) 20 марта, 18:00 - Никто не идеален (С. Уильямс) | 21 21 марта, 12:00 - День рождения кота Леопольда (А. Хайт) 21 марта, 18:00 - Мы не одни, дорогая! (Р. Куни, Дж. Чэпмен) |
22 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 23 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 24 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 25 25 марта, 19:00 - ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В РАЙ (Б. Вербер) | 26 26 марта, 19:00 - Никто не идеален (С. Уильямс) | 27 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 28 28 марта, 18:00 - Чисто женская логика (Дон Нигро) |
29 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 30 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 31 31 марта, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард) |