Размер шрифта  А А А
Цвета сайта  Ц  Ц  Ц 

Телефон кассы театра:(4912) 45-15-58

en ru
Купить билеты

СТРАСТИ ПО ВЛАСТИ

(Совет диpектоpов#23/24.06.2013)

 «Живая душа, откликнись!» — зовёт Ланцелот, но таких в пьесе Шварца совсем немного. Сколько — мы сможем узнать на премьере спектакля «Дракон», которая состоится в драмтеатре 30 июня. Об особенностях постановки «Совету директоров» рассказывает режиссёр Максим Ларин.

— «Я пишу жизнь», — заметил Евгений Шварц на замечание друга-писателя, что легко, мол, сочинять сказки. В пьесе Шварца вас привлекло изображение жизни?

— Шварц интересен именно тем, что он реальную взрослую жизнь пронёс через сказки — это задевает, цепляет. Драматург нашёл себя в этом жанре, здесь он оказался не просто профессионал — гений. И я ставлю не драму, не комедию, а сказку для взрослых. Думаю, современного зрителя, привыкшего к фэнтэзи, это не испугает и не удивит.

«Дракон» давно меня эмоционально задел. Пьеса относится к репертуарной классике, и я посвящаю эту постановку ушедшей из жизни в этом году Жанне Виноградовой, Народной артистке России, Почётному гражданину Рязани, бывшему художественному руководителю нашего театра. Именно она несколько лет назад дала мне «зелёный свет» в режиссуре.

 — «Дракон» Шварца написан 60 лет назад, пьесу долго не пускали на сцену, но с годами произведение не теряло актуальности.

— Да, с тех пор многое изменилось, и в наше время запрет — всего лишь эффектный пиар-ход. И пьеса эта воспринимается скорее не как сатирическое, а как философское произведение. Испытание властью одно из самых тяжёлых. Пожалуй, это даже непреодолимое испытание: власть меняет человека, и с этим не поспоришь. Человек может остаться гражданином, принципиальной личностью — но будет меняться. Не погибать, но становиться другим.

— То есть с одной стороны, нужны люди, которые принимают решения — с другой — получив власть, человек меняется как личность. И обязательно в худшую сторону?

— Сила власти губительная для человека. Для меня было важно, чтобы главный герой, Ланцелот, это понял и смог отказаться от неё. В начале пьесы он просто человек из толпы — но он победил Дракона и должен взять власть. Какое решение он примет? Для меня главное — это финал, с чем выйдет зритель, как поймёт всю ситуацию.

— В финале пьесы Шварца Ланцелот говорит, что собирается менять горожан, убивая дракона в их душах, а в фильме Марка Захарова выражает пожелание, что им нужно убить дракона в себе...

— Вопрос в том, что делать дальше, после того как Ланцелот победил дракона и эта власть перешла в его руки. В финалах Шварца и Захарова нет разницы: рыцарь высказывается с позиции человека, в руках которого ещё нет этой власти. Так что в конце обоих произведений многоточие — какое решение примет Ланцелот? Он выбирает — остаться человеком или взять власть. Ланцелот с его принципами и жизненной позицией не может взять власть, иначе он изменится. При этом герой хочет изменить горожан, но он до них не достучится — это может сделать только тот, кто ими руководит, кто для них авторитет. А Ланцелот человек со стороны. Он возмущается и борется, но далеко не все его поддерживают и понимают. «Зачем ему эти проблемы?» — недоумевают окружающие. Горожан всё устраивает — изменить их жизнь можно только с позиции власти. Получается такой замкнутый круг...

— Эти противоречия — основа знаменитой иронии Шварца, которой пронизаны его пьесы. В фильме её можно подчеркнуть крупным планом — а в спектакле?

— В этих вещах я больше доверяю актёрам: они умные и талантливые люди и всё понимают. Такие ситуации лучше играть с позиции персонажа, здесь не нужна голая режиссура. Вот есть у Бургомистра позиция «мне при Драконе хорошо», и он, исходя из своих убеждений, интересуется у сына, поступал ли от Дракона приказ убить освободителя. Что-то я подчёркивал, что-то нет: живая актёрская игра порой полезнее режиссуры. Главное не поразить зрителей изобретательными приёмами — мне важно, чтобы зрители поняли то, что я им хочу сказать.

— В пьесе Шварца неоднозначны все образы: и злодей, и герой, и героиня. Каким актёрам театра выпала задача их сыграть?

— В роли Дракона Владимир Приз — это актёр с сильным как отрицательным, так и положительным обаянием. Искреннего, мыслящего Ланцелота играет Андрей Блажилин, а Кузнеца, который его вооружит, Максим Варламов. Внешняя хрупкость при внутренней силе — эту особенность Эльзы передаёт Полина Бабаева. Роль Архивариуса, её отца, поручена Роману Пастухову, а подруг Эльзы, Анну и Марию, играют Наталья Паламожных и Марьяна Шергина.

— А Бургомистра и его сына — героев-приспособленцев?

— Талантливые, точные образы приспособленцев создали Юрий Борисов и Арсений Кудря, который сыграл Генриха. Да, в пьесе остроумно показана абсурдность мещанского мировоззрения.

 — «Дракон» Шварца с годами только поражает масштабностью замысла.

— Я бы сказал, что это история, подходящая для голливудского фильма — кстати, что-то в спектакле будет напоминать и этот жанр. Многому стараюсь учиться и у современных голливудских фильмов — порой их делают очень талантливые специалисты.

— А в какое время, в какой обстановке происходит эта история в спектакле?

— С одной стороны, это сказка, в которой есть и рыцарь, и Дракон, так что время и место действия — некий европейский город 17 века. С другой стороны, это философская притча, и в оформлении спектакля будет много атрибутов власти. И много музыки — но одного стиля.

— Без хореографии при таком материале трудно обойтись.

— Да, хореограф-постановщик спектакля — Евгений Осотин, руководитель студии эстрадного танца «Поколение Dance».

— Что больше — сложного или интересного — было в процессе создания спектакля?

— Всё самое трудное было и самым интересным. Идеи постановки аккумулировались и созрели с самого начала, а вот как их выразить... Размышление над этим — самые сложные и захватывающие моменты постановки.

Интересно было работать с актёрами. Мы обсуждали по отдельности образ каждого — каким он должен быть, смысл каждой сцены для их героев артисты знали с самого начала. А вот о роли эпизодов в спектакле и в восприятии зрителей я специально не говорил — сдерживал себя, чтобы подогревать интерес актёров к работе. Зато во время репетиций они это понимали и постепенно открывали для себя спектакль.

— Современный театр находится в поисках новых средств выразительности. Вам близки какие-то определённые направления или в своей работе вы исходите от замысла?

— В современном спектакле должен быть дружеский союз автора с режиссёром. Это будет несколько изменённая пьеса, но идеи писателя при этом мы постарались выделить и подчеркнуть.

Важно думать над тем, что я хочу сказать, а не над тем, как я это делаю — и тогда средства выражения идеи приходят сами. Тем более забота о внешних эффектах неуместна при работе с таким автором, как Евгений Шварц. Я бы хотел быть похожим на Шварца в жизни — не зря он на сказках остановился. Его человеческие качества мне очень близки.

Календарь

Март2021
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВC
1
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
2
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
3
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
4

04 марта, 19:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

5

05 марта, 19:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

6

06 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

7

07 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

8

08 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

9
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
10

10 марта, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард)

11

11 марта, 19:00 - Выдать Джанет замуж (С. Бобрик)

12

12 марта, 19:00 - Сирано. Экспозиция (Ю. Поспелова )

13

13 марта, 14:00 - Царевна-лягушка ()

13 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

14

14 марта, 12:00 - Волшебник Изумрудного города (А. Волков)

14 марта, 18:00 - Клинический случай (Р. Куни)

15
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
16
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
17

17 марта, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард)

18

18 марта, 19:00 - Пиноккио. Переплыть море (К. Коллоди, сценическая версия Л. Гуарро)

19

19 марта, 19:00 - Никто не идеален (С. Уильямс)

20

20 марта, 14:00 - Волшебные сны Кузьмы (П.Высоцкий, И.Дмитриев)

20 марта, 18:00 - Никто не идеален (С. Уильямс)

21

21 марта, 12:00 - День рождения кота Леопольда (А. Хайт)

21 марта, 18:00 - Мы не одни, дорогая! (Р. Куни, Дж. Чэпмен)

22
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
23
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
24
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
25

25 марта, 19:00 - ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В РАЙ (Б. Вербер)

26

26 марта, 19:00 - Никто не идеален (С. Уильямс)

27
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
28

28 марта, 18:00 - Чисто женская логика (Дон Нигро)

29
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
30
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
31

31 марта, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард)

    

Опрос



Интересно ли Вам посещать фестивальные спектакли?
  • Да, постараюсь увидеть как можно больше
  • Возможно, что-нибудь посмотрю.
  • Нет, вряд ли там будет что-нибудь интересное
  • Интерес к культурной жизни