СОЛЯРИС – РАЗГОВОР О ЧЕЛОВЕКЕ
(Елена Аленик/«ТВ-Панорама» )В афише Рязанского Государственного театра драмы новый спектакль – «Солярис» по одноименному роману Станислава Лема в постановке Максима Ларина.
Нужно быть очень отважным человеком, чтобы взяться в наше время за фантастику. Казалось бы, нет для этого в театре возможности – ни спецэффектов, ни декораций для достоверности. Но ведь не антураж главное, а порой он даже становится лишним, отвлекая зрителя от сути. «Солярис» Максима Ларина не похож на знаменитую картину Тарковского, не столь масштабен, как роман Лема. В нем нет Океана, нет Соляриса как такового. Есть люди.
Да и что в сущности есть фантастика – всего лишь предполагаемые, порой совершенно нереальные обстоятельства, в которые помещаются герои. Вот и «…мы погружаем зрителя в эти обстоятельства, – говорит Максим Ларин, – и вместе пытаемся понять, что же такое – человек».
А обстоятельства обозначены четко – космическая станция на орбите далекой планеты Солярис и трое людей, подвергающихся изучению с ее стороны. К ним приходят некие «фэ» - так они назвали эти сущности – фантомы, к каждому – свои. И каждый из обитателей станции старательно скрывает их. А потому – то ли выглядит сумасшедшим в глазах коллег, то ли действительно сходит с ума?..
Как сказал Анатолий Конопицкий (Снаут) во время обсуждения спектакля: – «Мы – миры и эти миры постоянно входят в соприкосновение друг с другом, и порождают некие силы, образы. В каждом из нас, намешано добро и зло, причем на подсознательном уровне, о котором мы даже не догадываемся». Да, у каждого свои тараканы в голове, свои скелеты в шкафу и никто не спешит вытаскивать их на всеобщее обозрение.
Известно же, есть люди, которые думают одно, говорят другое, делают третье... Причем последнее диаметрально противоположно первому. Ну а если то, о чем только мелькнула мысль – воплотится? Что, если та страшилка, которую вы гоните от себя даже во сне, начнет преследовать вас наяву? И то чувство вины, которое носите в себе, станет овеществленным? Выдержит ли человек? Не сойдет ли с ума. Сможет ли жить с таким грузом?
Об этом рассуждали журналисты, общаясь с Максимом Лариным и исполнителем роли Снаута, засл. артистом РФ Анатолием Конопицким после предпремьерного просмотра спектакля.
Сразу оговорюсь, спектакль мне понравился. Понравился своим лаконичным изяществом, тем, как грамотно сработал режиссёр и как внятно сыграли актеры. Тем, что он заставил полемизировать, то есть затронул каждого сидящего в зале. Поставил массу вопросов, на которые каждый будет искать ответ самостоятельно.
Крис Кельвин, психолог, прилетевший на станцию находит двух её обитателей, мягко говоря, неуравновешенными. А один из ученых покончил жизнь самоубийством за несколько часов до его прибытия. Никто ничего внятного ему не говорит, и ведут себя, по меньшей мере, странно. (Это небольшой экскурс для тех, кто не читал книгу и не видел фильма, а таковые в зале имелись). Столь же странно начинает себя вести и Крис, когда к нему приходит умершая 10 лет назад его жена Хари. Испугавшись, он сажает её в капсулу и отправляет в космос. Но, проснувшись, видит опять. И всё повторяется снова – один в один, слово в слово…
Бог создал Еву из ребра Адама. Океан Соляриса создал Хари из воспоминаний Кельвина. Она – идеальный для него человек. Такая, какая ему нужна. И можно, отбросив чувство вины из-за её самоубийства, принять любовь и быть счастливым. Но только здесь, в условиях станции. Потому что только здесь Хари реальна.
Но она вновь, как и та, на Земле, убивает себя. И вот он вопрос – готов ли Крис опять пережить всё это? «Не любовь, – к ней-то он как раз готов, – поясняет Максим Ларин, – готов ли снова пережить потерю»?
Режиссёр сделал финал открытым, оставляя возможность для размышления зрителю.
– О чём же вы ставили этот спектакль?
– Наш спектакль о любви и не о любви, – .говорит Максим Ларин. – Потому что именно любовь способствует пониманию ситуации, в которой проявляется люди. Любовь здесь столь же важна, как и высказывания о тайных мыслях человека. А Океан Соляриса некая калька, зеркало, через которое человек может заглянуть в себя.
И это разговор о человеке, его желания тайных, страшных. О том, что же такое счастье. Мы хотим познать вселенную, но не можем познать себя. Тщимся иметь всего и побольше. Покупаем вещи, еду, развлечения, жаждем власти, денег. И вот, – есть у человека всё это. Но стал ли он от этого счастлив?
– Говорят, что прозу вообще ставить сложно, а роман Лема к тому же достаточно объемный, как вам удалось справиться с такой непростой задачей?
– В очередной раз перечитав Лема я понял, что это готовое драматическое произведение. Просто оно перемешано с описаниями экспедиций, планеты и пр. Я отбросил все это, и осталось 25 листов хорошо написанной пьесы.
– Почему – фантастика?
– Хочется, чтобы театр был разный, чтобы ставились абсолютной разные спектакли, обозначались разные темы. Фантастика дает эту возможность. А еще надеюсь на то, что посмотрев спектакль, кто-то захочет перечитать или прочитать роман.
Спектакль идет на малой сцене, в нем заняты актёры: Полина Бабаева, Роман Горбачев, Анатолий Конопицкий, Арсений Кудря. Премьера состоялась 25 февраля.
Елена Аленик
ПН | ВТ | СР | ЧТ | ПТ | СБ | ВC |
---|---|---|---|---|---|---|
1 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 2 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 3 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 4 04 марта, 19:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук) | 5 05 марта, 19:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук) | 6 06 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук) | 7 07 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук) |
8 08 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук) | 9 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 10 10 марта, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард) | 11 11 марта, 19:00 - Выдать Джанет замуж (С. Бобрик) | 12 12 марта, 19:00 - Сирано. Экспозиция (Ю. Поспелова ) | 13 13 марта, 14:00 - Царевна-лягушка () 13 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук) | 14 14 марта, 12:00 - Волшебник Изумрудного города (А. Волков) 14 марта, 18:00 - Клинический случай (Р. Куни) |
15 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 16 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 17 17 марта, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард) | 18 18 марта, 19:00 - Пиноккио. Переплыть море (К. Коллоди, сценическая версия Л. Гуарро) | 19 19 марта, 19:00 - Никто не идеален (С. Уильямс) | 20 20 марта, 14:00 - Волшебные сны Кузьмы (П.Высоцкий, И.Дмитриев) 20 марта, 18:00 - Никто не идеален (С. Уильямс) | 21 21 марта, 12:00 - День рождения кота Леопольда (А. Хайт) 21 марта, 18:00 - Мы не одни, дорогая! (Р. Куни, Дж. Чэпмен) |
22 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 23 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 24 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 25 25 марта, 19:00 - ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В РАЙ (Б. Вербер) | 26 26 марта, 19:00 - Никто не идеален (С. Уильямс) | 27 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 28 28 марта, 18:00 - Чисто женская логика (Дон Нигро) |
29 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 30 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 31 31 марта, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард) |