Сергей ВИНОГРАДОВ: «В Новом году желаю не унывать!»
(Наталия Терлеева/Панорама города №52(917)/25.12.2013)У нас в гостях
Сергей ВИНОГРАДОВ: «В Новом году желаю не унывать!»
2014-й год областной драматический встречает с новым главным режиссёром. Заслуженный артист России Сергей Виноградов давно стал своим в Рязани, его спектакли с успехом идут на рязанской сцене уже не первый год. Но старший театр области он возглавил недавно.
- Сергей Александрович, как вы ощущаете себя в новом качестве?
- У меня впервые в жизни появился рабочий кабинет. Это единственное, что поменялось. Я знал, что работа главного режиссёра больше, чем работа просто режиссёра, но не представлял насколько. Насколько больше ответственности и разных функций, порой не связанных с творческой работой коллектива, но за которые я тоже несу ответственность. Пока мне всё нравится.
- Вы и живёте в Рязани?
- Ну, я пока живу на два города. В Москве бываю по кинематографическими делами, а вот театром в Москве заниматься просто невозможно. Прочёл тут как-то интервью с Алвисом Херманисом, это лучший латышский режиссёр на сегодняшний день, мы с ним хорошо знакомы. Он сказал, что театром надо заниматься в маленьком городе. В городе, в котором можно пешком ходить на работу, и где есть определённая атмосфера, способствующая вдохновению. Я его понимаю. Мне в Рязани очень комфортно работается и живётся. В Москве невозможно жить. Сплошной стресс, 12 миллионов человек в бешеном ритме куда-то бегут, куда-то опаздывают. Гудят в пробках, толкаются в метро, не замечают друг друга и откровенно хамят. Не говоря уже об экологии. И это говорю я - коренной москвич. Я прожил там 48 лет, но сейчас говорю: там жить невозможно!
- Тем не менее все стремятся в столицу.
- Я не понимаю, почему существует такое центростремительное движение. При Советском Союзе понятно - ехали за продуктами. Но сейчас, когда в Рязани магазины лучше, дешевле и выбор больше, за какой сладкой долей ехать в Москву? Там толпы на каждую вакансию! Тем более по актёрам. Именно поэтому там невозможно заниматься театром. Невозможно собрать состав, актёры постоянно куда-то отпрашиваются. Им надо зарабатывать, и я это понимаю, поэтому в одном спектакле назначают по три состава на каждую роль, но это абсурд! Они прибегают в театр между делом. Я работаю в Москве в разных театрах: и в ТЕатре Моссовета, где у меня лежит трудовая книжка, и в Театре киноактёра, и в «Луне». Везде одно и то же. А тут мне нужно всего четыре недели, чтобы выпустить спектакль. В Театре Моссовета реальный срок выпуска полгода.
- Разве сроки выпуска не одинаковы для вех?
- В провинциальных театрах больший план выпуска спектаклей, чем в Москве. Если там три, то здесь пять-шесть. Это научно обоснованная цифра. Иначе зритель перестанет ходить в театр. Больше можно, меньше нельзя.
- Последняя ваша премьера в Рязани это ведь не совсем новый спектакль?
- Первая постановка была 16 лет назад в Театральной компании Сергея Виноградова, был такой частный театрик, который я тащил на своём горбу. А наткнулся я на эту книжку, как только её напечатали в журнале «Литературная учёба» в январе 1987 года. Это была первая публикация Набокова при советской власти. До этого я читал его произведения, но то был самиздат, а это первая законная публикация. Тогда и появилось желание пересказать эту чистую и содержательную историю. Я читал всю ночь, а наутро у меня был экзамен по русской литературе, а преподавал нам её замечательный Владимир Абрамович Гальперин. Я взял какой-то скучный билет, сел отвечать и говорю: «Билет я знаю, а вы знаете, что издали «Машеньку» Набокова?» Владимир Абрамович: «Да?! Расскажи...» Тогда я получил «отлично» за пересказ. Потом была первая постановка в 1997 году... А в Рязани это уже выстраданный, проверенный временем вариант.
- Не значит ли это, что и «Пену дней» увидит рязанский зритель? (Первое сценическое воплощение этого произведения Виана также принадлежит Виноградову — Н. Т.)
- Нет, это было и прошло. Сейчас уже не время для «Пены дней», тем более после выхода фильма. «Машенька» - универсальный материал, хотелось поставить как бренд «Виноградов продакшн». Я не ставлю задачу собрать в Рязани все свои лучшие спектакли. Мне хочется делать новые и именно с этой замечательной труппой. Хочется вернуть в театр мелодраму, девизом моей следующей работы к 14 февраля будет: «Любви все возрасты покорны».
- Да, но сначала Новый год. Как вы отмечаете этот праздник?
- В тёплых странах. Мне это нравится гораздо больше, чем снежок, водочка, салат оливье. Стараюсь создать ещё одну иллюзию — продолжение лета. И мой организм к концу года начинает работать на пределе возможного, поскольку уже знает, что ему через некоторое время обещана сказка: повезут куда-то очень далеко, будут нежить на песке, купать в тёплом море и делать вид, что вот такая зелень вокруг - это нормально. Новый год нужно начинать с чистого листа. Вот, еду чистить жёсткий диск, как я говорю. У нас с женой нет одного какого-то места, каждый год мы выбираем новое, но вот уже лет десять эти две недели для нас как закон. В этом году тоже. Тем более после такого холодного лета. Четыре месяца я снимал в Одессе, было отчаянно холодно, а у нас летняя история - «Курортная полиция»!
- Вашей жене в Рязани нравится?
- Да, она здесь кайфует.
- А из детства у вас есть какие-то особенные воспоминания о Новом годе?
- Боюсь, что и тут не порадую какой-то новизной. Это всегда был исключительно семейный праздник: ёлка, подарки, домашние радости. Ничего небанального не могу рассказать. Мои родители — инженеры, скромные люди, я их обожаю, дай им Бог здоровья. В общем, никакой театральности не было, я - альбинос в семье. Когда сказал отцу, что ухожу из авиационного института в театральный, у него 40 минут была пауза. Он не знал как со мной разговаривать, настолько это было неожиданно. Но он принял моё решение, и мамочка тоже. Сейчас, когда звонят сослуживцы и говорят: «Включай телевизор, твоего показывают», ему приятно. Может, я привезу их сюда. Они очень старенькие, отцу 87 лет.
- Вы подарили им одного внука?
- Да, сыну 25 лет, он взрослый серьёзный человек. Когда ему было 13, я дал ему возможность сыграть у меня в одном спектакле Моссовета. Настоящие драматические сцены с народной артисткой России с Ниной Ивановной Дробышевой, и он был на уровне. Но когда пришёл черёд выбирать профессию, театральный даже в качестве варианта не упоминался. Сын выбрал экономическое образование. Сейчас он — банкир, зарабатывает большие деньги, доволен и счастлив. Ко мне в Рязань приезжает на собственном «мерседесе».
- Что пожелаете нашим читателям в новом году?
- Кроме традиционных здоровья и счастья, желаю не унывать. Говорят, что год будет тяжёлым, но не надо унывать, если кошелёк не всегда будет полным, надо помнить, что не в деньгах счастье и можно быть счастливым по самым простым поводам: солнышко светит, погода чудесная, любимый человек рядом... Тогда любые финансовые кризисы нам будут нипочём.
Беседовала Наталия Терлеева
ПН | ВТ | СР | ЧТ | ПТ | СБ | ВC |
---|---|---|---|---|---|---|
1 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 2 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 3 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 4 04 марта, 19:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук) | 5 05 марта, 19:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук) | 6 06 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук) | 7 07 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук) |
8 08 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук) | 9 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 10 10 марта, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард) | 11 11 марта, 19:00 - Выдать Джанет замуж (С. Бобрик) | 12 12 марта, 19:00 - Сирано. Экспозиция (Ю. Поспелова ) | 13 13 марта, 14:00 - Царевна-лягушка () 13 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук) | 14 14 марта, 12:00 - Волшебник Изумрудного города (А. Волков) 14 марта, 18:00 - Клинический случай (Р. Куни) |
15 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 16 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 17 17 марта, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард) | 18 18 марта, 19:00 - Пиноккио. Переплыть море (К. Коллоди, сценическая версия Л. Гуарро) | 19 19 марта, 19:00 - Никто не идеален (С. Уильямс) | 20 20 марта, 14:00 - Волшебные сны Кузьмы (П.Высоцкий, И.Дмитриев) 20 марта, 18:00 - Никто не идеален (С. Уильямс) | 21 21 марта, 12:00 - День рождения кота Леопольда (А. Хайт) 21 марта, 18:00 - Мы не одни, дорогая! (Р. Куни, Дж. Чэпмен) |
22 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 23 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 24 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 25 25 марта, 19:00 - ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В РАЙ (Б. Вербер) | 26 26 марта, 19:00 - Никто не идеален (С. Уильямс) | 27 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 28 28 марта, 18:00 - Чисто женская логика (Дон Нигро) |
29 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 30 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 31 31 марта, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард) |