Размер шрифта  А А А
Цвета сайта  Ц  Ц  Ц 

Телефон кассы театра:(4912) 45-15-58

en ru
Купить билеты

Рязань породнилась с Мюнстером

(Елизавета Авдошина/Независимая газета/13.12.2017)

На фестивале "Свидания на Театральной" сыграли спектакль одновременно на двух языках

Фестиваль спектаклей о любви Рязанский театр драмы впервые организовал в прошлом году. В нынешнем - межрегиональный, с участием двух зарубежных гостей, смотр прошел во второй раз, причем количество заявок удвоилось. Всего выразили желание принять участие почти сто театров, из них 23 – иностранных. Всеобъемлющая тема фестиваля собрала сильную и неочевидную афишу длиной в неделю. Зрители увидели спектакли театров из Санкт-Петербурга, Перми, Неаполя и Москвы.

Парадоксально, но факт: жюри под председательством заслуженного работника культуры Николая Жегина не присудило одну из главных номинаций «Лучшую женскую роль». Лучшей героини в спектаклях о любви просто не оказалось. Зато за «Лучшую мужскую роль» были награждены сразу два актера.

Совместный спектакль Рязанского театра драмы и Вольфганг Борхерт театра немецкого города Мюнстер «Сердца и Ножи» по произведению Генриха фон Клейста «Семейство Шроффенштейн» открыл фестивальную программу. Ранняя пьеса немецкого романтика, которую критиковал и отказывался ставить в своем театре сам Гете, малоизвестна для российской сцены, на слуху - классическая «Пентесилея» или комедия «Кувшин», ее обильно ставили в советское время. Но режиссера Таню Вайднер это, кажется, наоборот привлекло. Тем более сюжет трагедии – архетипичен. Две ветви рода принадлежат к одной семье и договорились когда-то о том, что если мужская ветвь одной из них прервется, то ее земли перейдут к другой. Из этого рождается взаимная подозрительность, перерастающая в ненависть, что вызывает «цепную реакцию» убийств по ложным поводам, их жертвой и становятся влюбленные. Тайно отрезанный мизинчик погибшего младенца запускает чудовищный механизм распри, клубок интриг, ярко напоминающих принципы «большой политики». Нелепая гибель «Ромео» и «Джульетты» в финале – следствие слепоты и самообмана.

Гуманистический посыл спектакля о том, что будущее невозможно построить без тесного взаимодействия и человеколюбия, если угодно, режиссер транслирует через своеобразную трактовку: история двух родов превращается в повесть о двух нациях, русской и немецкой, куда, безусловно, вчитывается и память о событиях прошлого века. Немецкие и русские актеры говорят на сцене на родных языках, а трагикомедия обретает острый внешний рисунок, ее играют как сказку-страшилку. Ученица Роберта Уилсона, Таня Вайднер работает с характерной цветозаливкой фона, белит лица актеров, как у мимов; выстраивает музыкальную партитуру в соответствии с партитурой движений. А костюмы героев (художник Ольга Лагеда) отличает замысловатая геометрия узоров. При честном заимствовании эстетики, стилистика режиссера для рязанской постановки – эффектна, хотя и требует доработок. Билингвальный, технически сложный по исполнению, проект принес театрам в конкурсе сразу несколько наград. «Лучшую мужская роль» получили «отцы семейства» - Майнхард Цангер, артист и худрук Вольфганг Борхерт театра, за роль Сильвестра и заслуженный артист Рязанского театра драмы Александр Зайцев за роль Руперта. Актеры разных школ (формальной и психологической) каждый по-своему монументально сыграли обманутых мужчин и хозяев графского дома. Кроме того, отмечены спецпризами жюри «За мастерство перевоплощения» - Андрей Блажилин, сыгравший за двухчасовой спектакль шесть, как мужских, так и женских эпизодических ролей, и «За артистизм и темперамент» - Арсений Кудря, в роли влюбленного Оттокара наполнивший мрачную историю подлинным лиризмом. Спектакль регулярно будут играть не только в России, но и в Германии.

Еще один европейский театр стал лауреатом в двух номинациях – «Лучший актерский ансамбль» и «Лучшая работа художника по свету». Франческо Кампаниле, Лука ди Томмазо, Джорджио Пинто в спектакле «Король ухмыляется» Театра Луизы Гуарро (Неаполь) разыгрывают древнюю притчу о Грифоне, чудесной птице, способной проникать в душу человека и читать ее. Античная легенда рассказывает о старом короле, который посылает сыновей в лес на поиски мифической птицы, чтобы тому, кто вернется с ее пером и тем покажет свою смелость и ловкость, отдать трон. Но один брат убивает из тщеславия и властолюбия другого, судит себя и оправдывает. Такова мораль нового времени, где добро отнюдь не побеждает зло. Аллегорию перевернутой справедливости режиссер облекает в форму условного театра, лаконичную декорацию – несколько белоснежных ветвей деревьев на темном фоне, где плутает тень убитого – удивительно высвечивает контровым светом художник Паскуале Саммонте, создавая на сцене гнетущий мир без покаяния.

«Лучшей историей любви» (лучшим спектаклем)» единогласно признан «#ПрощайИюнь» Санкт-Петербургского театра «Суббота». Спектакль ведет молодая часть труппы, ведет живо, играя с ранящей искренностью. А как иначе, если вампиловская история – о первой любви, о первом серьезном выборе. Театр насытил пьесу советского времени забойными ритмами современных песен (на сцене аккомпанирует ВИА «Велосипед» (гитара, барабаны, контрабас)), скрестив «аромат» ретро с сегодняшними эстрадными образами. Гостей свадьбы в общежитии, куда должен прийти главный герой, режиссер Андрей Сидельников остроумно одевает в зооморфные маски – и все обретают характер и запоминающийся портрет. Старшее поколение создает крепкий тыл спектаклю, подчеркивая тему компромисса в этой пьесе. Марина Конюшко в роли Репниковой, матери влюбленной Тани, несколькими штрихами рисует драму терпеливой и стойкой, мудрой женщины, упустившей шанс на жизнь в любви. Исполняя романс, актриса одним глубоким, проникновенным взглядом заставляет зал сопереживать. За что членами жюри отдана «Лучшая роль второго плана».

Старшее актерское поколение углубляет проблематику и в спектакле «Отцы и сыновья» Санкт-Петербургского драматического театра «На Литейном». «Лучший актерский дуэт» здесь заслуженно достался Ольге Самошина и Александру Рязанцеву за роли Арины и Василия Базаровых. Сергей Морозов соединил в спектакле пьесу американца Брайана Фрила и страницы романа Тургенева. В этих «Отцах и детях» мы видим все события глазами Базарова, этакого неприкаянного демона; он словно бы блуждает по собственным воспоминаниям. Пепельный оттенок декораций Олега Головко добавляет спектаклю холодной рассудочности и делит (сквозным диагональным занавесом) сцену на прошлое и настоящее. Отдельно стоит отметить игру двух слуг, а, как известно, это самое сложное – создать в эпизоде цельный образ - Александра Жданова (Прокофьича) и Сергея Шапошникова (Тимофеича).

Финальным аккордом фестиваля стала пермская «Женитьба» Театра «У Моста». Спектакль Сергея Федотова, отмеченный жюри за режиссуру, а также «За яркое воплощение гоголевского образа» актером Михаилом Чудновым в роли Кочкарева, традиционно мистический. Вся театральная Россия, наверное, знает, что без мистики не обходится ни одна постановка пермской труппы. И хотя «Женитьба» спектакль крайне солидный по годам сценической жизни (его играют с начала 90-х годов) и сменил нескольких исполнителей, он находится в такой хорошей форме, какой нет порой и у свежих премьер. Кочкарева Федотов делает ни много ни мало чертом, что, конечно, гоголевскую оппозицию Бога и дьявола лишний раз акцентирует. Чуднов играет инфернального выскочку, мастера на все руки, преследующего свою, темноватую, цель в погоне за союзом двух сердец. Замысел режиссера, он же в данном случае и сценограф, близок к идее реконструкции. Персонажи здесь говорят старым говором, на сцене царит полное бытоподобие (исторические интерьеры освещены светом одной свечи), сваха и вовсе будто выпрыгнула с ярмарки позапрошлого века. Русский человек и черта обдурит, но дьявол окажется сильнее – такой вывод напрашивается из невеселого конца комедии. Черт все-таки женит Агафью Тихоновну (Алевтина Боровская) и Подколесина (Илья Бабошин), но, видимо, в потустороннем мире.

Рязань – Москва

Елизавета Авдошина

http://www.ng.ru/culture/2017-12-12/100_riazan121217.html

Календарь

Март2021
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВC
1
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
2
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
3
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
4

04 марта, 19:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

5

05 марта, 19:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

6

06 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

7

07 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

8

08 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

9
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
10

10 марта, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард)

11

11 марта, 19:00 - Выдать Джанет замуж (С. Бобрик)

12

12 марта, 19:00 - Сирано. Экспозиция (Ю. Поспелова )

13

13 марта, 14:00 - Царевна-лягушка ()

13 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

14

14 марта, 12:00 - Волшебник Изумрудного города (А. Волков)

14 марта, 18:00 - Клинический случай (Р. Куни)

15
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
16
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
17

17 марта, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард)

18

18 марта, 19:00 - Пиноккио. Переплыть море (К. Коллоди, сценическая версия Л. Гуарро)

19

19 марта, 19:00 - Никто не идеален (С. Уильямс)

20

20 марта, 14:00 - Волшебные сны Кузьмы (П.Высоцкий, И.Дмитриев)

20 марта, 18:00 - Никто не идеален (С. Уильямс)

21

21 марта, 12:00 - День рождения кота Леопольда (А. Хайт)

21 марта, 18:00 - Мы не одни, дорогая! (Р. Куни, Дж. Чэпмен)

22
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
23
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
24
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
25

25 марта, 19:00 - ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В РАЙ (Б. Вербер)

26

26 марта, 19:00 - Никто не идеален (С. Уильямс)

27
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
28

28 марта, 18:00 - Чисто женская логика (Дон Нигро)

29
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
30
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
31

31 марта, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард)

    

Опрос



Интересно ли Вам посещать фестивальные спектакли?
  • Да, постараюсь увидеть как можно больше
  • Возможно, что-нибудь посмотрю.
  • Нет, вряд ли там будет что-нибудь интересное
  • Интерес к культурной жизни