Размер шрифта  А А А
Цвета сайта  Ц  Ц  Ц 

Телефон кассы театра:(4912) 45-15-58

en ru
Купить билеты

Рецензия на премьеру «Чайки» в областном театре драмы

(Лариса Лобанова/Областное Рязанское радио)

Новый спектакль «Чайка» в областном театре драмы получился, что называется, «датским»: формальная причина постановки - очередной юбилей Чехова – явно преобладает  над художественной. Такой спектакль можно было поставить и 5, и 10 лет назад, а можно и через 5 лет в будущем, поскольку замысел его, не оригинальный сам по себе, не имеет никакого отношения к сегодняшнему времени. И даже напротив, постановщик - режиссер из Липецка Сергей Бобровский - претендует на вневременность. Когда-то новаторская пьеса Чехова становится под его началом оплотом некой традиции. Какой, не понятно. Но точно не психологической (которую она собственно и зачинала), поскольку никакого психологизма в спектакле нет. Это скорее театр представления, нечто в духе Островского.

Декорации спектакля не выражают ничего, кроме того, что обозначают место действия – некий среднестатистический барский дом с колоннами (художник Татьяна Виданова). А озеро на заднике - так и вовсе спроецированная фотография, можно сказать, натуральное. Никакого символизма, о котором так любят писать чеховеды.

Из всех пьес Чехова «Чайку» ставят чаще всего, поскольку эта пьеса о театре и об искусстве, о главном движущем конфликте искусства - столкновении старого и нового, традиционного и новаторского. Сам Чехов в этом конфликте акцентов не расставляет, но за него это, как правило, делают режиссеры. У постановщика рязанской «Чайки» новые формы явно не вызывают одобрения. Он откровенно пародирует спектакль Константина Треплева, делая из короткого символического монолога о Мировой душе отдельный вставной номер, и заставляя зрительный зал смеяться. Нина – актриса Марина Мясникова - в костюме, напоминающем приведение и летучую мышь одновременно, читает монолог то, как пономарь, без выражения, то, как чтец-декламатор, завывая, плача, срываясь на фальцет. При этом смысл монолога теряется напрочь. Но и старые формы в лице театральной примы Аркадиной и беллетриста Тригорина не вызывают у Бобровского особого пиетета. В его спектакле Аркадина – актриса Татьяна Петрова - выглядит молодящейся звездой, безвкусной и фальшивой. А Тригорин – актер Виктор Приз – писателем-монстром, не забывающим фиксировать удачные слова и выражения даже во время лирического свидания с девушкой.

Издеваясь над поиском новых форм, не случайно Треплев – актер Никита Данилов - в спектакле ничем не примечателен и жалок, фитюлька на фоне корпулентной матери и представительного Тригорина, режиссер не сильно озабочен формой собственной постановки, распадающейся на отдельные сцены. Действие движется прерывистыми толчками, без внутреннего напряжения.

Поскольку все, кто берутся сегодня за Чехова, знают, что по структуре его пьесы, как однажды определил Мейерхольд, это «группа лиц без центра», то есть не имеют главного героя, то чтобы подчеркнуть это свойство чеховских текстов, Сергей Бобровский заставляет героев спектакля  замереть перед фотокамерой, глядя в зал в групповом снимке, вместе со второстепенными персонажами.   

Однако это формальное объединение отнюдь не создает общего актерского ансамбля. Одни актеры играют эксцентрично и откровенно комикуют, как Александр Зайцев (Дорн), Юрий Борисов (Шамраев), Наталья Паломожных (Маша), другие «гнут свою линию». Сергей Леонтьев исполняет Сорина в торжественно-элегическом тоне, Юрий Мотков учителя Медведенко – в декламационном. Вообще в спектакле много искусственности, текст Чехова зачастую звучит дежурно, пробалтывается скороговоркой, и не понятно, то ли режиссер так задумал, то ли у актеров так получается.

В финале спектакля монолог из неудачной треплевской пьесы «Люди, львы, орлы и куропатки…», как и в начале, режиссера не очень интересует. Нина читает его речитативом, скача кругами по сцене, и лишь несколько слов обретают смысл: «Холодно. Холодно. Пусто. Пусто». Это и есть главные слова в режиссерском высказывании. Впрочем, по логике режиссера, по тому, как расставлены акценты в монологе Нины, холод и пустоту художник должен переносить стоически - терпеть и верить. Треплев же приходит к трагическому итогу - самоубийству, потому что не верил в себя и оказался нетерпелив, к такой мысли, как кажется, и пытается подвести режиссер зрителя. Впрочем, для многих, особенно для тех, кто не знаком с чеховским сюжетом, эти намеки остаются незамеченными. А вопрос – о чем спектакль? – без ответа.

 

Лариса Лобанова

http://vk.com/search?c%5Bperformer%5D=1&c%5Bq%5D=%D0%9B%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%B0%20%D0%9B%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0&c%5Bsection%5D=audio

Календарь

Февраль2021
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВC
1
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
2
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
3
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
4

04 февраля, 19:00 - Чисто женская логика (Дон Нигро)

5

05 февраля, 19:00 - Выдать Джанет замуж (С. Бобрик)

6

06 февраля, 14:00 - Волшебные сны Кузьмы (П.Высоцкий, И.Дмитриев)

06 февраля, 18:00 - Мы не одни, дорогая! (Р. Куни, Дж. Чэпмен)

7

07 февраля, 12:00 - Волшебник Изумрудного города (А. Волков)

07 февраля, 18:00 - ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В РАЙ (Б. Вербер)

8
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
9
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
10

10 февраля, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард)

11

11 февраля, 19:00 - Вышел ангел из тумана (П.Гладилин)

12
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
13

13 февраля, 14:00 - Царевна-лягушка ()

13 февраля, 18:00 - Вишневый сад (А.П. Чехов)

14

14 февраля, 12:00 - Как Настенька чуть кикиморой не стала (В.Илюхов)

14 февраля, 18:00 - Валентин и Валентина (М. Рощин)

15
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
16
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
17

17 февраля, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард)

18

18 февраля, 19:00 - Школа соблазна (В.Азерников)

19

19 февраля, 19:00 - Фауст (И.В. Гете)

20

20 февраля, 19:00 - Сирано. Экспозиция (Ю. Поспелова )

21

21 февраля, 12:00 - День рождения кота Леопольда (А. Хайт)

21 февраля, 18:00 - Клинический случай (Р. Куни)

22

22 февраля, 15:00 - ()

22 февраля, 18:00 - Никто не идеален (С. Уильямс)

23

23 февраля, 18:00 - Никто не идеален (С. Уильямс)

24
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
25

25 февраля, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард)

26

26 февраля, 19:00 - Касатка (А.Н. Толстой)

27

27 февраля, 14:00 - Волшебные сны Кузьмы (П.Высоцкий, И.Дмитриев)

27 февраля, 18:00 - Мы не одни, дорогая! (Р. Куни, Дж. Чэпмен)

28

28 февраля, 14:00 - Царевна-лягушка ()

28 февраля, 18:00 - Пиноккио. Переплыть море (К. Коллоди, сценическая версия Л. Гуарро)

Опрос



Интересно ли Вам посещать фестивальные спектакли?
  • Да, постараюсь увидеть как можно больше
  • Возможно, что-нибудь посмотрю.
  • Нет, вряд ли там будет что-нибудь интересное
  • Интерес к культурной жизни