Размер шрифта  А А А
Цвета сайта  Ц  Ц  Ц 

Телефон кассы театра:(4912) 45-15-58

en ru
Купить билеты

Разрешите представить – король!

(Рязанские ведомости №180(4728)/26.09.2014)

Встреча накануне премьеры

Уже поздно вечером, после репетиции, он идет домой. Встретив его в переулке, случайный прохожий, споткнувшийся о выбоину в асфальте, легко поверит в то, что мимо проследовал таинственный герой мистического фильма с магическим взглядом, способным с легкостью изменить любую материю, в том числе и этот раздолбанный асфальт тротуара. На лице незнакомца он вдруг заметит печать тайны, которая ведет то ли в мир «хранителей», слышащих зов людей и спешащих им на помощь, то ли в мир «хозяина», обладающего властью над темными силами, помешавшими вовремя положить новый асфальт. Но это только покажется. А он тем временем завернет за угол и подумает о том, что ровно через неделю его родной театр драмы, которому он отдал больше трех десятков лет, выставит на суд зрителя новый спектакль.

В пьесе Уильяма Шекспира он сыграет Лира, короля Британии. И никто пока не сможет определить, каким будет отклик зрителя на этот спектакль, потому что это не Голливуд, где успех закладывается и просчитывается. Это высокое искусство. Это театр.

Ох уж эти проблемы власти! Человечество обозначило их очень давно. Уильям Шекспир обратился к ним в самом начале семнадцатого столетия. А они актуальны и по сей день. Актеру Александру Зайцеву нужно еще раз за многие столетия сценической жизни Короля Лира воссоздать классический образ. Сложно. Время непростое.

Однако Шекспир – пророк, он все так же остается нашим современником, адресуя нам свои строки:

Кто ищет безопасности в крови,

Найдет кровавую лишь безопасность.

(У. Шекспир «Макбет», первая постановка 1611 г.)

Сколько раз был воссоздан сценический образ Короля Лира? Сосчитать невозможно. Человеческие пороки были и, возможно, останутся прежними еще долго. А потому «Король Лир» будет ставиться и экранизироваться всегда, покуда существует театр и зритель, совершенствуя со временем свое воплощение. Конечно же, на протяжении пяти веков он менялся не раз. Но если он был понятным, это давало актеру возможность ощутить свою нужность, почувствовать реальную пользу актерской профессии. Артисту Александру Зайцеву не раз приходилось быть понятым и услышанным зрителем.

Театр тоже храм, куда для причащения может войти каждый: образованный и неуч, подлый и честный, интеллигент и варвар. Зритель – он разный. Бывает, часто бегает во время спектакля в буфет. Сбегает, выпьет, вернется, даму обнимет, позвонит и прокомментирует происходящее на сцене. За время спектакля артист успевает стать и своим, и друганом. Александра Зайцева, как «своего пацана», братва, бывало, приглашала доиграть третье действие не на сцене, а в компании «по ходу, в натуре, крутых ребят». Всякое бывало в его театральной жизни.

Такая значимая – королевская – роль подтверждает право и на соответствующий титул – заслуженный артист России Александр Зайцев.

***

Все личное время творческих людей посвящено Его Величеству – творчеству. Почему король перестал быть королем, когда у него украли платье? Потому что величие короля заключалось в бархатной мантии, а не в человеке. А если с них со всех снять мантию? В королях останутся немногие.

Каждый актер долго и трудно идет к успеху, но доходит далеко не каждый. В театре я услышала: «Он действительно может играть все и здорово, от зайца или пса какого-то до Сталина и Наполеона. Такое ощущение, что ему это все легко дается». «У него очень много ролей, – продолжает другой коллега Александра Зайцева, – загружен вот так!» – чиркнул он себя по горлу. «Да надоело», – бросит порой на ходу, а играет все равно здорово.

***

Если кто-то в детстве, стоя на табуретке перед гостями, робко и еле слышно шептал себе под нос стихотворение Маршака, то это точно был не Зай-цев. Вспоминает: в школе, на уроке литературы, проходили Сергея Есенина. Выйдя на середину класса, он с крепостью в голосе, словно красный командир на боевом коне, громко проорал:

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром...

Трудно предположить, что больше перепугало в тот момент учительницу: неожиданный образ в поэзии Есенина или грозный клич Зайцева. Если бы силой голоса можно было сразить, то у актера Зайцева было бы весьма грозное оружие.

…Какой актер не мечтает сыграть Гамлета? А вот Зайцев не мечтал. Вместо Гамлета он сыграл Сталина. «Это был пир актерского таланта. Зритель так любил эту роль. Он тянулся за ней», – вспоминает артист Леонтьев. – «Вот она, власть, которую можно почувствовать, которой можно насладиться».

Актеру нужно прожить чужую жизнь, но, прожив, вернуться назад, в свою. «До чего же много людей, сойдя со сцены, забывают снять грим», – заметил польский писатель-юморист Станислав Ежи Лец. Это ужасно выглядит, если ты не актер. Но актеры – дело совсем другое. И все же Александр Зайцев остается самим собой в любой роли. Он – не точная копия своего героя, где часто артисты в погоне за подлинностью, брызжут эмоциями, берут горлом. У Зайцева – тонкая работа, образ Сталина – близкая к теме вариация с типичным грузинским акцентом. У артиста есть будущее лишь тогда, когда он, находясь внутри образа, может одновременно наблюдать за собой со стороны: да, Сталин, но под контролем Зайцева.

На сцене актер может стать британским королем, французским императором или генералиссимусом Страны Советов, побыть во власти, причем под собственным контролем, а с вечера до утренней репетиции быть с народом и из народа. Актерам это удается. Тем, у власти, – не всегда. Актер – он же выше царей, королей, политиков, президентов. Выше потому, что знает их сущность не на словах, и даже не на деле, а на клеточном уровне, побывав в их образе. Актеры мудрее – они хорошо знают цену истине потому, что из репетиции в репетицию, из спектакля в спектакль многократно повторяют ее. А если вы ее не видите, не прочувствуете, они дотянутся до вас, до ваших глаз, ушей, разжуют ее для ваших мозгов. И вы почувствуете новое дыхание – собственное свежее дыхание. И чем меньше будет степень ваших иллюзий и заблуждений, тем менее болезненным будет осознание правды, которая очень проста у Шекспира. Впрочем, проверьте на себе: Король Лир уже на пороге.

Ольга Харченко

http://rv.ryazan.ru/news/2014/9/26/32644.html


Календарь

Март2021
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВC
1
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
2
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
3
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
4

04 марта, 19:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

5

05 марта, 19:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

6

06 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

7

07 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

8

08 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

9
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
10

10 марта, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард)

11

11 марта, 19:00 - Выдать Джанет замуж (С. Бобрик)

12

12 марта, 19:00 - Сирано. Экспозиция (Ю. Поспелова )

13

13 марта, 14:00 - Царевна-лягушка ()

13 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

14

14 марта, 12:00 - Волшебник Изумрудного города (А. Волков)

14 марта, 18:00 - Клинический случай (Р. Куни)

15
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
16
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
17

17 марта, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард)

18

18 марта, 19:00 - Пиноккио. Переплыть море (К. Коллоди, сценическая версия Л. Гуарро)

19

19 марта, 19:00 - Никто не идеален (С. Уильямс)

20

20 марта, 14:00 - Волшебные сны Кузьмы (П.Высоцкий, И.Дмитриев)

20 марта, 18:00 - Никто не идеален (С. Уильямс)

21

21 марта, 12:00 - День рождения кота Леопольда (А. Хайт)

21 марта, 18:00 - Мы не одни, дорогая! (Р. Куни, Дж. Чэпмен)

22
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
23
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
24
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
25

25 марта, 19:00 - ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В РАЙ (Б. Вербер)

26

26 марта, 19:00 - Никто не идеален (С. Уильямс)

27
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
28

28 марта, 18:00 - Чисто женская логика (Дон Нигро)

29
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
30
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
31

31 марта, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард)

    

Опрос



Интересно ли Вам посещать фестивальные спектакли?
  • Да, постараюсь увидеть как можно больше
  • Возможно, что-нибудь посмотрю.
  • Нет, вряд ли там будет что-нибудь интересное
  • Интерес к культурной жизни