Размер шрифта  А А А
Цвета сайта  Ц  Ц  Ц 

Телефон кассы театра:(4912) 45-15-58

en ru
Купить билеты

Разработка и реализация моделей международного культурного сотрудничества на примере совместного театрального проекта городов-побратимов Мюнстера и Рязани

(Карта лучших муниципальных практик/forum.urc.ru)

В 2017 году, в рамках развития международных отношений, межмуниципального взаимодействия, побратимских и партнерских связей на муниципальном уровне Рязанским театром драмы был реализован совместный проект с театром им. Вольфганга Борхерта (Wolfgang Borchert Theatre), г. Мюнстер (Германия). В последние годы ГАУК «Рязанский театр драмы» ведет активную работу по созданию условий для приглашения деятелей культуры и искусства из различных стран, организации гастролей, расширению творческих связей российских и зарубежных специалистов.

2017 год – юбилейный, был выбран не случайно: один из старейших частных театров Германии, театр им. Вольфганга Борхерта отмечает свое 60-летие, а Рязанскому театру драмы исполняется 230 лет и его по праву можно назвать одним из старейших театров России. Представители обоих театров впервые встретились осенью 2014 года при посредничестве городского бюро международных отношений Мюнстера. Делегация Рязанского областного театра драмы показала в Мюнстерской капелле мира детский спектакль, тогда же в репертуаре театра им. Вольфганга Борхерта была запланирована вечерняя программа по произведениям В. Каминера под названием Russendisko, которую спонтанно было решено организовать вместе.

Руководители театров и актеры выразили желание продолжить опыт сотрудничества в более крупном проекте. Продолжением культурного обмена и укрепления дружеских отношений стало участие театра им. Вольфганга Борхерта в I международном фестивале «Свидания на Театральной» в Рязани в ноябре 2016 года со спектаклем «Коварство и любовь». После чего оба театра приняли решение о продолжении совместной работы на паритетных началах: с равноправным участием как актеров обоих театров, так и режиссерской команды, с репетициями и представлениями в обоих городах, с разработкой костюмов и декораций в обоих театрах.

Перед лицом политической ситуации в мире, где наблюдается нарастающее отдаление государств друг от друга, важно выстраивать отношения между людьми, между деятелями искусства, искать то, что нас объединяет, осознавать и преодолевать разделяющее нас. Память о богатом историческом прошлом формирует наш взгляд в будущее. Дебютное произведение Г.Клейста «Семейство Шроффенштейн» пророчески выбирает в качестве темы именно эту вражду и показывает, куда ведет отсутствие диалога: к эскалации конфликта, к войне.

Тема пьесы «Семейство Шроффенштейн» может рассматриваться как предупреждение о важности взаимного общения и понимания. Каждый театр в ходе сотрудничества вносит свой вклад в межкультурную коммуникацию, где роли поровну распределены между сторонами. 4 немецких и 4 русских актера работали под совместным российско-германским художественным руководством. Режиссером постановки является Таня Вайднер (Мюнстер), сценография и костюмы – Ольга Лагеда (Нижний Новгород), художник по свету – Андрей Козлов (Рязань), композитор - Манфред Зассе (Мюнстер). Оба театра в равной степени разделили функции, обязанности и выгоды от реализации проекта. Спектакль показывают в обеих странах, а необходимые декорации и костюмы изготовлены в обоих театрах. Постановка идет на двух языках с субтитрами.

Международный проект – это всегда новые контакты, обоюдная объективная оценка достижений в искусстве, обмен уникальным опытом между коллегами, взаимодействие с публикой. Рязань и Мюнстер связаны давними партнерскими отношениями. На протяжении многих лет, после подписания в 1989 году договора о партнерстве, осуществляется постоянный обмен информацией, проведение совместных мероприятий, сотрудничество между образовательными и научными учреждениями. В результате таких переговоров и встреч возникла идея сотрудничества в области театра, опирающегося на давние традиции немецкой и русской театральной культуры.

Пьеса немецкого классика немецкой литературы Генриха фон Клейста «Семейство Шроффенштейн» - это прекрасный пример отсутствия коммуникации, взаимного непонимания между двумя сторонами, имеющими общие корни. Обостренная до предела ситуация, когда изначально совершенно безобидная случайность приводит к трагедии. Ребенок погибает в результате несчастного случая, а не убийства, но вместо взаимной поддержки семьи развязывают кровавую войну, подогретую десятилетиями недоверия и в результате приведшую к гибели обоих домов. Жертвами этой вражды становится молодое поколение, пытающееся преодолеть давний конфликт родителей, за который они заплатят своими жизнями.

Герои, которые стремятся к сохранению мира в семье, ищут понимания со стороны своих супругов, однако те, кажется, намеренно понимают всё неправильно и избегают любых аргументов. Они говорят на одном языке, но не понимают друг друга. Даже будучи супругами, они не научились понимать другого и видеть его точку зрения. Зависть и недоброжелательность искажают их восприятие действительности. Этой системе псевдокоммуникации противопоставлена успешная модель общения двух любящих, которые понимают друг друга сердцем, хотя их семьи стали чужими друг другу.

Любовь и искренняя дружба у Клейста – это та могучая сила, которая представляет собой реальную силу, противостоящую царящей повсюду враждебности. А потому неудивительно, что другие готовы пойти на любые ухищрения, чтобы утвердить собственную власть: от распространения дезинформации, запрета свободного выражения мнений до повторения лживых новостей до тех пор, пока их не начнут принимать за правду. Но даже при отсутствии развязки в финале одна мысль ясно остается в сознании: кто закрывается от успешной коммуникации, тот подвергает себя опасности лишиться собственного будущего.

В постановке Тани Вайднер показано соприкосновение двух семей, отличающихся культурно, исторически и идеологически, немецкой и русской, где основной мыслью становится невозможность построения будущего в современном мире без тесного взаимодействия двух наших, таких с виду разных, но таких близких по духу народов. Работа была распределена на два с половиной месяца, 2 июля начался репетиционный процесс в Рязани и Мюнстере и одновременное изготовление декораций и костюмов спектакля в обоих городах. Премьера в Мюнстере состоялась 8 сентября 2017 г.

Технические репетиции в Рязани проходили с 27.09.2017 по 30.09.2017, премьера была сыграна 20 ноября 2017 г. в рамках II международного театрального фестиваля «Свидания на Театральной». Слова поддержки проекта и одобрения шагов по межмуниципальному сотрудничеству высказали бургомистр Мюнстера - Маркус Леве, Юрген Купфершмидт, начальник бюро международного европейского и городского партнерства Мюнстера и Лотар Хертле – председатель попечительского совета Борхерт театра, меценаты WBT Манфред и Урсула Петерманн.

В текущем сезоне проходят показы спектакля на территории Германии и России блоками по 2-3 спектакля. Суммарно спектакль посмотрели около двух тысяч зрителей в Мюнстере и в Рязани. В целях расширения культурного сотрудничества предполагается показать спектакль на фестивале в России, Сербии (фестиваль Славия), Германии и др. Эта совместная постановка по своим результатам содействует продвижению имени театра в международном театральном пространстве; способствует профессиональному развитию и интенсифицирует обмен опытом с коллегами из разных стран.  В свою очередь, совместное  творчество обогащает творческий опыт коллективов.

Для любого театра является очень важным расширение репертуара,  а такие постановки служат прекрасным средством развития аудитории и обучения зрителей пониманию языка современного театра. Культура всегда была хорошим предвестником для развития дружбы и тем самым создавала предпосылки для мира и взаимопонимания между народами. Благодаря этому проекту оба театра способствуют дальнейшему развитию партнерских отношений между нашими городами и вносят значительный вклад в укрепление дружбы между Россией и Германией.

http://forum.urc.ru/node/3147

Календарь

Март2021
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВC
1
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
2
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
3
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
4

04 марта, 19:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

5

05 марта, 19:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

6

06 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

7

07 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

8

08 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

9
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
10

10 марта, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард)

11

11 марта, 19:00 - Выдать Джанет замуж (С. Бобрик)

12

12 марта, 19:00 - Сирано. Экспозиция (Ю. Поспелова )

13

13 марта, 14:00 - Царевна-лягушка ()

13 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

14

14 марта, 12:00 - Волшебник Изумрудного города (А. Волков)

14 марта, 18:00 - Клинический случай (Р. Куни)

15
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
16
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
17

17 марта, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард)

18

18 марта, 19:00 - Пиноккио. Переплыть море (К. Коллоди, сценическая версия Л. Гуарро)

19

19 марта, 19:00 - Никто не идеален (С. Уильямс)

20

20 марта, 14:00 - Волшебные сны Кузьмы (П.Высоцкий, И.Дмитриев)

20 марта, 18:00 - Никто не идеален (С. Уильямс)

21

21 марта, 12:00 - День рождения кота Леопольда (А. Хайт)

21 марта, 18:00 - Мы не одни, дорогая! (Р. Куни, Дж. Чэпмен)

22
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
23
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
24
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
25

25 марта, 19:00 - ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В РАЙ (Б. Вербер)

26

26 марта, 19:00 - Никто не идеален (С. Уильямс)

27
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
28

28 марта, 18:00 - Чисто женская логика (Дон Нигро)

29
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
30
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
31

31 марта, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард)

    

Опрос



Интересно ли Вам посещать фестивальные спектакли?
  • Да, постараюсь увидеть как можно больше
  • Возможно, что-нибудь посмотрю.
  • Нет, вряд ли там будет что-нибудь интересное
  • Интерес к культурной жизни