Размер шрифта  А А А
Цвета сайта  Ц  Ц  Ц 

Телефон кассы театра:(4912) 45-15-58

en ru
Купить билеты

Премьера в Театре драмы: «Машенька» Владимира Набокова

(Анастасия Милованова/rest-portal.ru/25.11.2013)
Режиссер Сергей Виноградов хорошо знаком рязанскому зрителю («Алхимия любви», «Сладкоголосая птица юности», «Моя любимая обезьянка»). С некоторых пор он сменил статус гостя на положение полноправного творческого хозяина. «Машенька» — первая его работа в качестве главного режиссера Рязанского театра драмы. 

1925-й год. Берлин. Лев Ганин (Роман Горбачев) живет в пансионе, комнаты которого хозяйка сдает русским эмигрантам. Случайно он узнает, что к соседу Алферову (Александр Зайцев) через неделю приезжает жена Машенька (Светлана Воронцова). Ганин понимает, что скоро встретится со своей первой любовью и незамедлительно погружается в мир грез и воспоминаний. 

 

«Машенька» — первый роман Набокова, проба пера и показательный дебют одновременно. Сама по себе эта история будет возвращаться к нему вновь и вновь, в воспоминаниях и стихах. В романе заданы основные координаты его будущего художественного мира. Поэтичный, стильный, чувственный текст, многослойный и сложный, зрителю поначалу преподносят как простую, бытовую, бесхитростную историю с удачными шутками и узнаваемыми характерами. При желании можно с удовольствием смотреть только на это. Однако со временем повествование усложняется, текст «умножается» многочисленными цитатами, герои окружают друг друга и «отражают», как зеркала, а явь и быт все больше уступают место грезам, где существование героев решено пластически-затейливо. 

 

Текст инсценировки создан самим Виноградовым «по мотивам русской прозы» Набокова. Отчетливо слышны рассказ «Лик», роман «Дар», многочисленные набоковские стихи и пронзительное «Письмо в Россию». Как тут не вспомнить расхожее выражение о том, что любой автор всю жизнь пишет один и тот же текст. «Многословие» это, однако, нисколько не влияет на внешний сюжет. Обитателей пансиона терзают все виды жизненной лихорадки (от любви до бюрократии), Ганин мечется, Машенька едет. Стук колес, обязательный в каждой главе романа, регулярно будет повторяться и в спектакле. Разница между пансионом и вокзалом минимальна, а скорбь героев об утраченных возможностях и ушедших поездах – буквальна. Скорбят деятельно: любовные томления, здоровое питание, балетные па, паспорта, шахматы, и, куда же без них, разговоры про «загогулину» — Россию. Любовь или ненависть к Родине, однако, от географии зависят опосредованно. Из пансионных разговоров очень быстро выясняется, что спектакль не столько про за границу, сколько про границы вообще, человеческое одиночество в частности и про силу, которой неведомы никакие преграды в принципе — силу воображения. 

Умножается в спектакле не только текст. Ирония постепенно уступает место настоящему фарсу, а метафоры растут и усложняются. Острота про гимназические «карандаши» внезапно перекликается с признанием героя про любимы белый (...он у меня потом разошелся всласть. Именно потому, что рисовал невидимое. Можно было массу вообразить. Вообще – неограниченные возможности), Машенька обзаводится «хореографическим» эхом в лице Клары (Марина Мясникова), и гипотетическим двойником (Марианна Шергина) в мечтах Ганина, а поэтическое сравнение пансионных соседей со скоморохами получает и вовсе вполне реальное воплощение. Все это зыбко, обманчиво, увлекательно и, в общем-то, ненавязчиво. Зритель вправе сам выбирать глубину своего погружения в текст. 

 

«Можно к вам?» — спрашивает Ганин Алферова, стоя на пороге-скамейке. Таким образом, что бы войти в комнату соседа ему необходимо последовательно двигаться «через» и «вниз»: перешагнуть (через спинку скамьи или через себя?) и опуститься (на уровень ниже или до уровня другого человека?). Большинство границ в принципе непреодолимы. Обитатели пансиона, сами того не желая, истязают друг друга всеми возможными способами от физических до метафизических. Им, мягко говоря, несладко, зато зрителю нескучно и даже весело. Легкости, с которой звучит «бытовая часть» постановки, можно позавидовать, а героям — посочувствовать. «За что меня травила эта жизнь?» — цитирует Алферов рассказ «Лик». Видимо, по инерции, по некоему закону природы, обременительному и беспощадному. Символична в этом свете история поэта Подтягина (Анатолий Конопицкий). Его паспорт — почти гоголевская шинель, а Париж в пространстве этого спектакля так же эфемерен, как крылатое французское «единство, равенство и братство». Разделяет все: пол, возраст, внешность, образование, род занятий, язык, политика, увлечения, чувства и даже мечты, особенно они. Всякое взаимодействие — мучительно, смешно и бесперспективно. Внутренний мир — зона абсолютного комфорта. Чем он богаче, тем шире полоса отчуждения вокруг человека. «Просто очень удобно жил в самом себе и ждал,» — роняет Ганин, прирожденный «сам-по-себе». Подтягин вторит: «Поэзией охолостил жизнь». Но всякая грусть и жалость по отношению к мечтателям бессмысленна. Ганин, подобно «богу, воссоздающий погибший мир» силой воображения, с одной стороны действительно усугубляет свое одиночество, с другой — освобождается и от гнета реальности, и от груза воспоминаний, чтобы в какой-то момент вернуться в жизнь обновленным и счастливым человеком. 

Однако до светлого и радостного финала еще нужно дожить. Спектакль долгий, многофигурный, и трудности зрителю может создать даже чисто физические. «Уставший, голодный и злой» человек вряд ли будет в состоянии насладиться происходящим. Остальным скучать не придется. Набоков о героях пишет порой так едко, что полюбить их нет почти никакой возможности. Виноградов, напротив, создает спектакль, где в принципе отсутствует объект для зрительской «нелюбви». Каждый герой заслуживает сопереживания, что само по себе уже приятно и вполне соответствует обещанию режиссера развеять миф о «холодности» Набокова. Насколько удалось пошатнуть другой — об «элитарности» писателя — покажет время. «Сложносочиненные» постановки нуждаются в определенном сценическом «стаже», чтобы прозвучать в полный голос. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
http://rest-portal.ru/read/2016

Календарь

Март2021
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВC
1
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
2
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
3
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
4

04 марта, 19:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

5

05 марта, 19:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

6

06 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

7

07 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

8

08 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

9
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
10

10 марта, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард)

11

11 марта, 19:00 - Выдать Джанет замуж (С. Бобрик)

12

12 марта, 19:00 - Сирано. Экспозиция (Ю. Поспелова )

13

13 марта, 14:00 - Царевна-лягушка ()

13 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

14

14 марта, 12:00 - Волшебник Изумрудного города (А. Волков)

14 марта, 18:00 - Клинический случай (Р. Куни)

15
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
16
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
17

17 марта, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард)

18

18 марта, 19:00 - Пиноккио. Переплыть море (К. Коллоди, сценическая версия Л. Гуарро)

19

19 марта, 19:00 - Никто не идеален (С. Уильямс)

20

20 марта, 14:00 - Волшебные сны Кузьмы (П.Высоцкий, И.Дмитриев)

20 марта, 18:00 - Никто не идеален (С. Уильямс)

21

21 марта, 12:00 - День рождения кота Леопольда (А. Хайт)

21 марта, 18:00 - Мы не одни, дорогая! (Р. Куни, Дж. Чэпмен)

22
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
23
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
24
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
25

25 марта, 19:00 - ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В РАЙ (Б. Вербер)

26

26 марта, 19:00 - Никто не идеален (С. Уильямс)

27
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
28

28 марта, 18:00 - Чисто женская логика (Дон Нигро)

29
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
30
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
31

31 марта, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард)

    

Опрос



Интересно ли Вам посещать фестивальные спектакли?
  • Да, постараюсь увидеть как можно больше
  • Возможно, что-нибудь посмотрю.
  • Нет, вряд ли там будет что-нибудь интересное
  • Интерес к культурной жизни