Размер шрифта  А А А
Цвета сайта  Ц  Ц  Ц 

Телефон кассы театра:(4912) 45-15-58

en ru
Купить билеты

«Помните. Никогда этого не забывайте...»

(Дарья Морозова/ya62.ru/27.04.2015)

«Судьба человека» — несмотря на внушительное название, всего лишь небольшой рассказ, написанный Михаилом Шолоховым в послевоенные годы. Рассказ пронзительный, искренний, отразивший все ужасы войны, описывающий трагедию целого народа на фоне истории одного стойкого, несломимого человека. Экранизация этого рассказа принесла известность Сергею Бондарчуку и вызвала желание у многих театральных режиссеров поставить спектакль по этому произведению. Не стала исключением и Урсула Макарова. В преддверии праздника Великой Победы она поставила спектакль «Судьба человека» на сцене Рязанского театра драмы и продемонстрировала свое авторское видение рассказа Шолохова.

В атмосферу военных лет зрителей начали погружать еще в фойе театра — там музыканты, одетые в солдатскую форму исполняли песни Победы. Организаторы также установили в помещении выставочные стенды с театральными афишами времен Великой Отечественной войны.

Декорации очаровали с первых минут — над сценой застыло в воздухе множество дверей, как символ возвращения солдат с войны в свои родные и теплые дома. Спектакль начался с авторской режиссерской сцены, которой у Шолохова не было. Женщины разных поколений, собираются за круглым столом, чтобы встретить главного героя всего действа — Андрея Соколова. Вернувшийся с фронта уже немолодой солдат садится за стол у ночного бра и вспоминает о моментах из своей жизни, счастливых и трагических.

Первая половина акта — точное и органичное воссоздание рассказа. По замыслу режиссера, зрелый Соколов (Александр Зайцев) наблюдает на сцене события своего прошлого. Он смотрит на себя молодого и удалого (персонажа играет Роман Горбачев), наблюдает свое знакомство с возлюбленной Иринкой, видит появление своих детей на свет. Это светлое время актеры показали проникновенно, сердечно, шутя. Постаревший герой периодически вмешивался в сцены ироничными репликами, подтрунивал над собой молодым, сожалел о своих поступках, которых уже не изменить. Зрители наблюдали эту удивительную связь между двумя разными мирами, жизнями героя, навсегда разделенными войной.

Александр Зайцев, заслуженный артист РФ и любимец рязанских зрителей, буквально проживал на сцене жизнь своего героя. Кроме того, произнося ироничные реплики, актер просто очаровывал публику. И это не удивительно, так как Шолохов обладал потрясающим чувством языка. Его слог простой, без изяществ, скрывает в себе мудрость и большие чувства, не оставляющие читателей равнодушными.

Искусно созданные декорации актеры органично меняли прямо во время сцен, создавая тем самым атмосферу непринужденности, натуральности. С наступлением войны контрастно меняются свет и настроение на сцене. Вместо уютной деревянной хаты — трубы крематория и стены бараков. Большую часть первого акта занимает описание жизни советских солдат в концлагере. Здесь меняются ценности и ориентиры героев: главная радость: в плену услышать звуки обстрела врагов советской артиллерией и картошка, которую из доброты душевной пленным положили в похлебку.

В своем рассказе Шолохов избежал подробного описания событий, происходящих в концлагере, лишь ограничился несколькими эпизодами. Урсула Макарова решила дать возможность зрителям лучше прочувствовать все тяготы, которые пережили участники войны, и углубилась в эту тему. По ее словам, во время создания этих сцен, было проведено много параллелей с романом Ремарка «Искра жизни».

Кроме того, в спектакле появилась еще одна дополнительная сюжетная линия, рассказывающая о судьбе оберштурмбаннфюрера СС Нойбауэра Бруно и его семьи. Нужно сказать, что немецкие и советские персонажи предстают перед зрителями в контрастном свете. У нас — смелые, честные и отважные солдаты, готовые отдать свою жизнь за товарища. По ту сторону баррикад — бесчеловечные, бездуховные немецкие офицеры, для которых любая человеческая жизнь ничего не стоит.

Самая кульминационная сцена, когда Андрею Соколову удается избежать гибели в плену во время застолья фрицеров, была показана зрителю дважды. Первый раз в реальном времени, где молодой герой с подгибающимися коленями выпивает три стакана водки натощак и гордо отказывается от закуски. Вторая сцена, превосходно сыгранная Зайцевым, происходит уже в его воспоминаниях. Режиссер подарила возможность персонажу прожить этот переломный момент в жизни дважды и насладиться своим моральным превосходством над врагом.

Война отняла у героя родных — Иринка с дочерьми погибла во время бомбежки, а сына застрелили в последний день войны. Но судьба подарила Соколову шанс не впасть в отчаяние и найти в себе силы жить дальше. Этот шанс — мальчик Ваня, оставшийся без семьи, которого главный герой «берет в дети».

Помимо новых сюжетных линий и персонажей, режиссер использовала в постановке много интересных художественных приемов. Временами сценой для спектакля становился весь зрительный зал — немецкие персонажи неожиданно появлялись прямо за спиной у зрителей, выкрикивая гневные реплики, адресованные пленным на сцене.

Режиссеру определенно удалось передать всю глубину и эмоциональную силу рассказа, при этом оживив его. После занавеса, многие зрители не смогли сдержать слез и выходили из зала с какой-то противоречивостью, застывшей во взгляде. Мы никогда не сможем осознать, что испытывали люди, пережившие трагедию войны, мы не сможем залечить их душевных ран и разделить с ними их тягостные мысли. Единственное, что мы можем — вспоминать о тех, кто, обладая несгибаемой волей, привел страну к Победе. Как говорил Андрей Соколов: «Главное — помните. Никогда этого не забывайте».

Перенеслась в военное время Дарья Морозова

http://ya62.ru/articles/pomnite-nikogda-etogo-ne-zabyvayte-/

Календарь

Март2021
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВC
1
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
2
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
3
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
4

04 марта, 19:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

5

05 марта, 19:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

6

06 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

7

07 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

8

08 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

9
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
10

10 марта, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард)

11

11 марта, 19:00 - Выдать Джанет замуж (С. Бобрик)

12

12 марта, 19:00 - Сирано. Экспозиция (Ю. Поспелова )

13

13 марта, 14:00 - Царевна-лягушка ()

13 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

14

14 марта, 12:00 - Волшебник Изумрудного города (А. Волков)

14 марта, 18:00 - Клинический случай (Р. Куни)

15
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
16
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
17

17 марта, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард)

18

18 марта, 19:00 - Пиноккио. Переплыть море (К. Коллоди, сценическая версия Л. Гуарро)

19

19 марта, 19:00 - Никто не идеален (С. Уильямс)

20

20 марта, 14:00 - Волшебные сны Кузьмы (П.Высоцкий, И.Дмитриев)

20 марта, 18:00 - Никто не идеален (С. Уильямс)

21

21 марта, 12:00 - День рождения кота Леопольда (А. Хайт)

21 марта, 18:00 - Мы не одни, дорогая! (Р. Куни, Дж. Чэпмен)

22
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
23
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
24
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
25

25 марта, 19:00 - ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В РАЙ (Б. Вербер)

26

26 марта, 19:00 - Никто не идеален (С. Уильямс)

27
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
28

28 марта, 18:00 - Чисто женская логика (Дон Нигро)

29
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
30
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
31

31 марта, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард)

    

Опрос



Интересно ли Вам посещать фестивальные спектакли?
  • Да, постараюсь увидеть как можно больше
  • Возможно, что-нибудь посмотрю.
  • Нет, вряд ли там будет что-нибудь интересное
  • Интерес к культурной жизни