Размер шрифта  А А А
Цвета сайта  Ц  Ц  Ц 

Телефон кассы театра:(4912) 45-15-58

en ru
Купить билеты

Пережить прошлое вновь: еще один шанс или пытка?

(Ирина Котова/rzn.tv/20.02.2015)

Пережить прошлое вновь: еще один шанс или пытка?

Предпремьерный показ спектакля «Солярис» в Рязанском театре драмы.

Во вторник, 17 декабря в Рязанском театре драмы состоялся предпремьерный показ спектакля «Солярис» по одноименному роману Станислава Лема. Режиссер-постановщик Максим Ларин постарался учесть все замечания автора произведения к экранизациям Андрея Тарковского и Стивена Содерберга, и поставить такой спектакль, в центре которого будут те проблемы, которые, по его мнению, выделял сам Станислав Лем.

«Отчаявшийся бог – это человек». Именно от этой идеи отталкивался режиссер при создании спектакля. Он не стремился отразить в нем произведение полностью или сделать постановку близкой к литературному шедевру, ему хотелось донести до зрителя основную проблему, проблему человека, его внутреннего мира, разрушенного и таящего в себе скрытые страхи и сожаления. «Я хотел поставить спектакль о том, как сложно человеку порой бывает отпустить чувство вины, о том, как он сходит с ума, не простив себя и не отпустив прошлое» — говорит Максим Ларин.

Спектакль короткий, продолжительностью чуть больше часа, и, наверное, для тех, кто читал книгу или смотрел фильм Андрея Тарковского, он покажется куском, отрезанным от целого. Но это не делает его непонятным для зрителя, незнакомого с романом. Все основные каноны соблюдены, а финал хоть и разнится с настоящим, но не слабее оригинала. Когда гаснет свет софитов, у зрителя остается легкое чувство недосказанности, словно здесь не поставили точку, оставили занавес слегка приоткрытым. И это заставляет думать и размышлять, пытаться разгадать то безумие, что охватило в итоге главного героя, пробовать найти это безумие в себе.

В постановке нет множества костюмов и декораций. Единственная, созданная художником-постановщиком Ириной Сидоренко, - огромный металлический квадрат, разделенный на геометрические фигуры. Эта декорация символизирует собой космос, одиночество, постоянное движение времени, отражения (фантомы), которые создает исследуемый океан. Периодически двигаясь и поворачиваясь в руках актеров, вспыхивая в свете прожекторов и отражая их лучи, инсталляция завораживает, создает ощущение отрешенности от мира, искусственности и холодной пустоты. Подобное оформление – удачный ход для спектакля такой тематики, ведь космическое пространство всегда ассоциировалось у людей с тьмой и металлическим блеском, неясностью.

В остальном же атмосфера спектакля строится на эмоционально окрашенных диалогах, мимике и выразительных взглядах. Пожалуй, последнее впечатляет больше всего: глаза актеров то полны сумасшествия, то отчаяния, то решительности, то непонимания, их взгляды цепляют душу и заставляют прочувствовать каждого из героев.

В самом начале постановки на сцене перед зрителями появляется Снаут (Анатолий Конопицкий), охваченный безумием. Его взгляд лихорадочно рыщет по углам, лицо напряжено, искажено страхом, и ни у кого из сидящих в зале не остается ни малейшего сомнения, что перед ними ни кто иной, как человек, которого съедают душевные терзания. «Мы совершаем ошибку, а после часто фантазируем, думаем, размышляем о том, как ее исправить, будет ли у нас такая возможность, и если будет, воспользуемся ли мы ей. Но никто из нас не знает, станет ли наша мысль явью. Здесь мой герой — Снаут — сталкивается с этой явью и пытается ее принять, осознать и переформировать самого себя. Но не получается», — рассказывает заслуженный артист РФ Анатолий Конопицкий.

Нельзя не отметить игру Романа Горбачева, с какой точностью он смог передать метания Кельвина. Здесь все: и мимика, и взгляд, и интонация. Финальная сцена не просто заставляет зрителей сопереживать, она вводит в ступор, одеревенелый взгляд и безумные крики «нет!» просто замораживают.

Но, к сожалению, несмотря на моменты, где напряжение можно резать ножом, есть и такие, на которых внимание зрителя теряется, и спектакль слегка «провисает». Чаще всего это происходит во время диалогов между Кельвином и фантомом его бывшей жены Хари (Полина Бабаева), которые слишком перенасыщены фразами о любви и взаимоотношениях.

И все же, несмотря на эти мелкие погрешности, спектакль можно назвать сильным. Пусть он не отражает суть всего произведения, но в нем четко видна главная проблема, на которую и должен обратить внимание зритель, и после того, как опустится занавес, задуматься над ней, найти в себе тысячи вопросов, спровоцированных увиденным.

«Человеку нужен человек». Сможем ли мы пережить наши страдания и мучения еще раз, еще раз разорвать душу на кусочки, чтобы только повторить тот момент, когда рядом был дорогой нам человек - это главный вопрос, который задает себе зритель, покидая зал в полном молчании. «Я старался, чтобы каждый увидел здесь что-то свое, ведь произведение Станислава Лема имеет широкий диапазон тем, благодаря которым у читателя складывается свое личное видение произведения. Таким мне хотелось сделать и спектакль. Надеюсь, что это у меня получилось» — признался Максим Ларин.

Ирина Котова

http://rzn.tv/articles/2015/2/20/161/

Календарь

Март2021
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВC
1
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
2
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
3
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
4

04 марта, 19:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

5

05 марта, 19:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

6

06 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

7

07 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

8

08 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

9
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
10

10 марта, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард)

11

11 марта, 19:00 - Выдать Джанет замуж (С. Бобрик)

12

12 марта, 19:00 - Сирано. Экспозиция (Ю. Поспелова )

13

13 марта, 14:00 - Царевна-лягушка ()

13 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

14

14 марта, 12:00 - Волшебник Изумрудного города (А. Волков)

14 марта, 18:00 - Клинический случай (Р. Куни)

15
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
16
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
17

17 марта, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард)

18

18 марта, 19:00 - Пиноккио. Переплыть море (К. Коллоди, сценическая версия Л. Гуарро)

19

19 марта, 19:00 - Никто не идеален (С. Уильямс)

20

20 марта, 14:00 - Волшебные сны Кузьмы (П.Высоцкий, И.Дмитриев)

20 марта, 18:00 - Никто не идеален (С. Уильямс)

21

21 марта, 12:00 - День рождения кота Леопольда (А. Хайт)

21 марта, 18:00 - Мы не одни, дорогая! (Р. Куни, Дж. Чэпмен)

22
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
23
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
24
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
25

25 марта, 19:00 - ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В РАЙ (Б. Вербер)

26

26 марта, 19:00 - Никто не идеален (С. Уильямс)

27
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
28

28 марта, 18:00 - Чисто женская логика (Дон Нигро)

29
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
30
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
31

31 марта, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард)

    

Опрос



Интересно ли Вам посещать фестивальные спектакли?
  • Да, постараюсь увидеть как можно больше
  • Возможно, что-нибудь посмотрю.
  • Нет, вряд ли там будет что-нибудь интересное
  • Интерес к культурной жизни