Размер шрифта  А А А
Цвета сайта  Ц  Ц  Ц 

Телефон кассы театра:(4912) 45-15-58

en ru
Купить билеты

«Обмен энергиями со зрителем – это и есть спектакль»

(Татьяна Клемешева/Рязанские ведомости №85(5790)/07.11.2019)

Народный артист России, актер Рязанского театра драмы Сергей Леонтьев празднует 80-летие

Рождать на сцене образы разных эпох. Говорить с публикой о том, что важнее всего. Преподавать детям и молодежи. Искать в литературе, событиях, людях то, что обогатит мысль и поможет достоверности игры. И, имея огромный сценический и личный опыт, не брюзжать на молодежь, а стараться успевать за «веком нынешним». Таков Сергей Леонтьев, опытнейший актер и очень интересный собеседник. Недавно он вернулся с фестиваля в Орле, где вместе с коллегами представлял спектакль «Вишневый сад». Сергей Михайлович расскажет о текущей работе, о своем видении юного и взрослого зрителя, а также о секретах создания магии театра.

Спектакль продолжается в умах

Р.В.– Сергей Михайлович, что вы с коллегами показывали публике?

С.Л. – Мы участвовали в программе Восьмого международного фестиваля «Русская классика» в Орле. Показывали «Вишневый сад», где я играю Фирса. До этого же мы привозили его в Таганрог, и, на мой взгляд, там была самая благожелательная и интеллигентная публика! Все-таки родина Чехова… А местное жюри присудило нам высшую награду.

Р.В.– А какой вы видите современную театральную публику в целом?

С.Л. – Она потрясающая! В том же Таганроге я успел посмотреть фрагмент постановки другого театра. Вошел в зал и поразился атмосфере, созданной зрителями… Конечно, всюду люди разные. И на театр есть «мода»: интерес публики то растет, то угасает. Главное – успевать за этой синусоидой.

Р.В.– Как вам кажется, всегда ли так было?

С.Л. – Всегда. В советское время театр получал все необходимое, но был подчинен цензуре. А после перестройки коллективам пришлось начать зарабатывать на жизнь и искать расположения аудитории. Но труд только ради денег и славы убивает в человеке искру Божью. У Гоголя есть повесть «Портрет» – как раз об этом.

Р.В.– Как же театрам и просвещать людей, и не остаться на мели?

С.Л. – Соблюдать баланс. Пусть будут несколько популярных пьес, которые всегда «делают кассу», но приоритет – за глубокими вещами. Конечно, есть постановки, которые не могут быть близки и понятны всем. Есть комедия положений и комедия характеров… Но в целом театр должен пробуждать высокие чувства. Идеальный спектакль, я считаю, тот, когда занавес уже закрыт, а зритель размышляет и по пути домой, и на следующий день…

От гармошки к гармонии

Р.В.– Вы играли Пушкина, Чацкого, Бориса Годунова – и говорите, что находите в классике неисчерпаемый источник вдохновения…

С.Л. – Потому что она остается современной. Главное для актера в классической постановке – не «перетягивать одеяло на себя». Когда ты рассматриваешь пьесу как выгодный фон для проявления своего таланта, это печально. Но и зритель, приходя на классику, должен быть готов ее воспринимать. Я часто слышу: «Я в театр иду отдыхать», – это неверный посыл. Для отдыха есть жанры вроде оперетты, а на серьезные постановки нужно откликаться душой. Помню диалог после спектакля: «Вам понравилось? – Нет. Гармошки не было!» (Улыбается.)

Р.В.– Какие сыгранные вами спектакли запомнились вам особенно?

С.Л. – Мне повезло: я формировался как артист в эпоху оттепели. Играл взахлеб, думал, что могу все… Сейчас я так уже не считаю, конечно. И мне запомнилась роль в спектакле «Человек со стороны» (постановке по произведению И. Дворжецкого, 1972 г. На крупное предприятие приходит новый молодой начальник, который пытается решить накопившиеся проблемы. – Р. В.). Для меня это был пик карьеры: я говорил со сцены то, что волновало и меня, и сограждан. Актуальными тогда были «Любовь и голуби», которых впервые поставили на сцене «Современника». Это полностью живая, честная пьеса, но и гармошка там есть. Вообще, правдивая драматургия всегда отражает жизнь и судьбу автора.

Реальность бесценна

Р.В. – Есть мнение, что школьникам сложно воспринимать классику: они еще не в состоянии прочувствовать все переживания. С другой стороны, любовь к хорошей книге нужно прививать…

С.Л. – У каждого классика есть произведения, которые понятны даже детям. С них и стоит начинать. Мама с папой, например, “подсовывали” мне короткие рассказы Чехова. До сих пор каждое чеховское слово для меня – бальзам на душу… Но мне помогло еще и то, что я рос в театре. Мои родители были актерами, и я слушал репетиции, с трепетом бродил ночью по пустой огромной сцене. И, конечно, пересмотрел все постановки в репертуаре. Мои друзья обожали приходить «в гости» и очень гордились этим.

Р.В.– В 80-е, отвечая на вопрос журналиста о сегодняшней молодежи, вы говорили, что моды проходят, а по-настоящему опасны самоуспокоенность и апатия к жизни. А что вы можете сказать о молодежи нынешней?

С.Л. – Она очень разная – наши ребята востребованы по всему миру. Конечно, сейчас молодежь более свободная. С другой стороны, их нормальному развитию угрожают высокие технологии. Я видел в солотчинском лесу ватагу ребятишек: все промчались, а один отстал и «залип» в телефоне. Доигрывал в ту игру, в ту реальность… К сожалению, я встречал таких и в первых рядах зрительных залов, когда выступал. Нужно возвращать людей в наш мир, показывать, как он многообразен.

Прочные связи

Р.В.– Как построен ваш нынешний рабочий график? Остается ли время на что-то кроме театра?

С.Л. – В свое время я много преподавал – актерское мастерство, грим, пластику… Но в последнее время отошел от этого: считаю, что всем нужно заниматься в полную силу. Оставил только сценическую работу. Я рад, что мои дети и внуки выбрали другие пути: актерская профессия часто связывает душу. Мой сын Михаил Леонтьев рос среди детей моих коллег и подумывал стать актером, но мы с женой его отговорили. Теперь он заслуженный художник России, работает над росписями храма Вооруженных сил России в парке «Патриот» в Москве. Ему помогают дети, мои внуки, которые также изучали изобразительные искусства.

Р.В.– Если не секрет, не было ли у вас когда-нибудь сомнений, что стоило выбрать другую профессию?

С.Л. – Знаете, в перестройку, когда работы не было, жить было очень тяжело, и я одно время преподавал в школе художественное слово. Тогда я понял, что актеру не стоит быть учителем. Он должен всегда уметь добиться, чтобы его слушали, но в школьном классе это намного сложнее, чем на сцене. Актер живет игрой и взаимодействием с публикой, которое и называется «спектакль». Декорации установлены, действие началось – все это только основа. А дальше начинается обмен энергиями и смыслами, без которых невозможен театр.

Татьяна Клемешева

https://rv-ryazan.ru/obmen-energiyami-so-zritelem-eto-i-est-spektakl/?fbclid=IwAR0ZApzDnxFLzvunJY1Q9QGPVckZWfQUZvfom1hso_pyXe03wV_aJd9EcZ4

Календарь

Февраль2021
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВC
1
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
2
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
3
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
4

04 февраля, 19:00 - Чисто женская логика (Дон Нигро)

5

05 февраля, 19:00 - Выдать Джанет замуж (С. Бобрик)

6

06 февраля, 14:00 - Волшебные сны Кузьмы (П.Высоцкий, И.Дмитриев)

06 февраля, 18:00 - Мы не одни, дорогая! (Р. Куни, Дж. Чэпмен)

7

07 февраля, 12:00 - Волшебник Изумрудного города (А. Волков)

07 февраля, 18:00 - ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В РАЙ (Б. Вербер)

8
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
9
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
10

10 февраля, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард)

11

11 февраля, 19:00 - Вышел ангел из тумана (П.Гладилин)

12
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
13

13 февраля, 18:00 - Вишневый сад (А.П. Чехов)

14

14 февраля, 12:00 - Как Настенька чуть кикиморой не стала (В.Илюхов)

14 февраля, 18:00 - Валентин и Валентина (М. Рощин)

15
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
16
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
17

17 февраля, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард)

18

18 февраля, 19:00 - Школа соблазна (В.Азерников)

19

19 февраля, 19:00 - Фауст (И.В. Гете)

20

20 февраля, 19:00 - Сирано. Экспозиция (Ю. Поспелова )

21

21 февраля, 12:00 - День рождения кота Леопольда (А. Хайт)

21 февраля, 18:00 - Клинический случай (Р. Куни)

22

22 февраля, 15:00 - ()

22 февраля, 18:00 - Никто не идеален (С. Уильямс)

23

23 февраля, 18:00 - Никто не идеален (С. Уильямс)

24
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
25

25 февраля, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард)

26

26 февраля, 19:00 - Касатка (А.Н. Толстой)

27

27 февраля, 14:00 - Волшебные сны Кузьмы (П.Высоцкий, И.Дмитриев)

27 февраля, 18:00 - Мы не одни, дорогая! (Р. Куни, Дж. Чэпмен)

28

28 февраля, 12:00 - Царевна-лягушка ()

28 февраля, 18:00 - Пиноккио. Переплыть море (К. Коллоди, сценическая версия Л. Гуарро)

Опрос



Интересно ли Вам посещать фестивальные спектакли?
  • Да, постараюсь увидеть как можно больше
  • Возможно, что-нибудь посмотрю.
  • Нет, вряд ли там будет что-нибудь интересное
  • Интерес к культурной жизни