Не для всех
(Ольга Миловзорова/mediaryazan.ru/03.10.2014 )Рязанский театр драмы вопреки (или назло) возрасту продолжает молодиться, пускаться в эксперименты и эпатировать. 3 октября театр представил трагедию Уильяма Шекспира «Король Лир» в глубоко авторском прочтении режиссёра Гульнары Галавинской.
Собственно на этой фамилии описание спектакля можно было бы и закончить. Титул воспитанницы Романа Виктюка для одной категории зрителей будет служить лучшей рекламой, для другой — диагнозом. Действие «Короля Лира» перенесено в современный Лондон, благо Шекспир создал настолько универсальную пьесу, что разыгрывать её можно хоть в условиях Дикого Запада, хоть в чумной средневековой Европе, хоть с гуманоидами в далёком будущем. Ковбоев с гуманоидами, к счастью, не было. Зато нашлось место сексуальным садо-мазо-кошечкам, даме с бронзовой порослью в интимных местах организма и псевдоримскому легионеру с баяном. Эти товарищи не являются ключевыми персонажами или смыслообразующими элементами, но к их появлению явно нужно подготовиться, особенно поклонникам незабвенного оригинального текста.
К спектаклю вообще нужно быть готовым, хотя бы с точки зрения банальной эрудиции — аллюзий в постановке довольно много, причём рассчитаны они на разный уровень прочтения и служат кодовыми конструкциями для выявления «своих» среди разномастной публики. Совсем уж новичкам в культурной среде стоит хотя бы познакомиться с картиной «Сын человеческий» Рене Магритта и разобраться, по какому поводу она была написана. В сюжете спектакля строгий костюм с красным галстуком и шляпой-котелком играет не меньшую роль, нежели цитаты Шекспира. Кстати о костюмах и об общем визуальном ряде спектакля — художник-постановщик Евгения Шутина создала интересное, крайне затейливое пространство для обитания рязанского Лира, зрители-визуалы обязательно найдут поводы для эстетического восторга, например, от созерцания тех самых котелков или ультрамодных женских оверсайз-пальто, буквально снятых с подиума прошлой Недели высокой моды. А вот зрителей-аудиалов ждут регулярные поводы для расстройства — внушительная часть реплик произносится вглубь сцены спиной к залу. Наверное, так принято сейчас в столице, хотя на «местах для влюблённых» уже плохо слышно, о чём идёт речь.
Строго говоря, весь рязанский «Король Лир» — это одна большая, тщательно спланированная и отлично отлаженная провокация, безотказно бьющая по консервативной публике, тяготеющей к театральной классике. Заслужил ли Шекспир подобные эксперименты — вопрос открытый. Хотя старик-Уильям уже слишком давно крутится в гробу, чтобы обращать внимание на очередную Корделию в камуфляже или Лира в чём мать родила. Мещанской провинциальной публике можно посоветовать захватить с собой в театр валерьянку, а лучше вовсе провести вечер за просмотром кинонаследия Франко Дзеффирелли — его гамлеты с джульеттами вызывают намного меньше вопросов и нареканий.
Ольга Миловзорова
ПН | ВТ | СР | ЧТ | ПТ | СБ | ВC |
---|---|---|---|---|---|---|
1 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 2 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 3 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 4 04 марта, 19:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук) | 5 05 марта, 19:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук) | 6 06 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук) | 7 07 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук) |
8 08 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук) | 9 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 10 10 марта, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард) | 11 11 марта, 19:00 - Выдать Джанет замуж (С. Бобрик) | 12 12 марта, 19:00 - Сирано. Экспозиция (Ю. Поспелова ) | 13 13 марта, 14:00 - Царевна-лягушка () 13 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук) | 14 14 марта, 12:00 - Волшебник Изумрудного города (А. Волков) 14 марта, 18:00 - Клинический случай (Р. Куни) |
15 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 16 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 17 17 марта, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард) | 18 18 марта, 19:00 - Пиноккио. Переплыть море (К. Коллоди, сценическая версия Л. Гуарро) | 19 19 марта, 19:00 - Никто не идеален (С. Уильямс) | 20 20 марта, 14:00 - Волшебные сны Кузьмы (П.Высоцкий, И.Дмитриев) 20 марта, 18:00 - Никто не идеален (С. Уильямс) | 21 21 марта, 12:00 - День рождения кота Леопольда (А. Хайт) 21 марта, 18:00 - Мы не одни, дорогая! (Р. Куни, Дж. Чэпмен) |
22 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 23 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 24 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 25 25 марта, 19:00 - ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В РАЙ (Б. Вербер) | 26 26 марта, 19:00 - Никто не идеален (С. Уильямс) | 27 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 28 28 марта, 18:00 - Чисто женская логика (Дон Нигро) |
29 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 30 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 31 31 марта, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард) |