Размер шрифта  А А А
Цвета сайта  Ц  Ц  Ц 

Телефон кассы театра:(4912) 45-15-58

en ru
Купить билеты

МЭТР ЗА МЭТРОМ

(Совет диpектоpов №1/14.01.2013)

  Этот театральный анекдот известен, наверное, ещёс XVIII века. Идёт классическая пьеса, по сюжету герой погибает от выстрела, звук которого за сценойвсё не раздаётся. «И будешь в мир иной отправлен», —нетерпеливо произносит «убийца», ударяя «жертву» ногой в живот. «Мой бог, его сапог отравлен!» — отвечает находчивый актёр и падает замертво.Артисты знают немало подобных комических историй. Юбилей Рязанского театра драмы — хороший повод, чтобы ими поделиться.

ДИАЛОГИ СО ЗРИТЕЛЕМ

Театр — особенное явление, в котором главное — взаимодействие с залом. Мы репетируем роли, надеваем костюмы,но до встречи с публикой всё это только заготовка. Выступая перед зрителями, актёры всегда чувствуют отдачу, но это каждый раз происходит поразному.Как то играем мы спектакль в Ижевске — и вдруг ощущаем особое восприятие зала: люди смеются даже над сценами,в которых мы не ожидали такой реакции. Откуда такое тонкое чувство юмора? Шла обычная пьеса Рацера и Константинова,это далеко не Шекспир, — и вдруг на наших глазах она трансформируется в изящную, рафинированную комедию. В чём же дело? Оказалось, зрителями были участники симпозиума«белых воротничков» — научной интеллигенции. Своей реакцией они превратили наш спектакль во чтото удивительное,фееричное.А случалось и наоборот. Мы студентами выступаем перед пограничниками. Алтайская глушь, рядом Монголия, артисты здесь редкие гости. Играем — а в ответ тишина: нет отклика,эмоции отсутствуют. Поначалу мы решили было списать отсутствие реакции на свою бездарность, но в молчании залабыло что то неестественное, нелогичное. Мы понимали: что то не то. В антракте выяснили, что перед нашим приездом полковник — командир части собрал всех солдат и распорядился: на представлении сидеть так тихо, чтобы пролетевшую муху было слышно! Мы попросили отменить приказ: для нас это конец света, мы не можем так играть! Полковник выполнил нашу просьбу. Второй акт благодаря реакции зала шёл так, что мы были на седьмом небе от радости, каждый из нас чувствовал себя гением сцены, этаким вахтанговцем, народным артистом, Юрием Яковлевым — кстати, в будущем многие студенты нашего курса действительно стали народнымиартистами. Такова роль зрителя: он может и загубить спектакль, и поднять его до высочайшего уровня.В студенческие годы у меня случился даже «поединок» со зрителем. Это произошло в Горно-Алтайске во время всё тех же студенческих гастролей. Я начинал концерт стихотворением Маяковского «Разговор с товарищем Лениным». Дом культуры, полон зал народу — читаю и понимаю, что судьба этих гастролей зависит от меня: сложатся ли у нас отношениясо зрителем, поедем ли мы дальше по тракту до границы с Монголией. Начал читать на подъёме. А в зале балагурит пьяный. Я добавляю эмоций — он тоже. Прибавляю ещё — он переходит на мат. И тут как раз подошли строки: «Нету им ни числа, ни клички, целая лента типов тянется. Кулаки и волокитчики, подхалимы, сектанты и пьяницы…» — после них вдруг наступает полная тишина. Дальше концерт проходит на ура, нас очень тепло принимают. Потом мне рассказали, что произошло: люди не выдержали и выбросили бузотёра вокно. Этаж был цокольный, так что здоровью «оратора» ничто не угрожало.Во время этой поездки случалось немало сюрпризов, и преподносили их не только зрители. Выступаем мы с концертом в маленьком клубе. Николай Волков, Народный артист РСФСР, в одной сцене, изображая пса, так убедительно гавкал, что все собаки села откликнулись. Зал плакал от смеха.Ещё через несколько номеров он занят в инсценировке чеховского рассказа. Первая же его реплика «Здорово, голубчик» потонула в заливистом лае местных дворняг.Ещё один казус на эту тему произошёл уже в нашем театре. На новогоднем представлении — а давали по три ёлки в день — актёр играл Бобика. Наступило 10 января — дата последнего праздничного утренника. Когда он закончился, «Бобик» с товарищами это дело немного отметил, а вечером у него спектакль. Он загримировался пораньше, пошёл на сцену и сел в кулисы. А там тепло, и в ожидании своего выхода артистнечаянно заснул. Давали «Веер леди Уиндермир». И вот дворецкий торжественно объявляет: «Лорд Дарлингтон!» — а в ответ тишина. Помощник режиссёра мечется: где же он? Ему отвечают: в кулисах! «Лорда» спешно будят, и он стремительно выскакивает во фраке на сцену с неожиданным текстом:«Гав гав гав!..» Тридцать ёлок — это вам не шутка.Так что на сцене всегда есть место неожиданностям. Шёл когда то в нашем театре спектакль «Между ливнями» про кронштадский мятеж. Я играл там молодого парня, а Дмитрий Числов, замечательный артист, — коммуниста, моего отца. И была в пьесе Таська-боцман, отвязная девица, которой «мой отец» выговаривал: «Ты по какому уставу бескозырку напялила?» Перед спектаклем мы с четырёх утра до полудня провели на реке с удочками: Дмитрий Михайлович заядлый рыбак.Рассвет, туман, клёв потрясающий: окуни, краснопёрки, щуки! А вечером на сцене коммунист отчитывает девушку: «Ты по какому уставу краснопёрку… краснофлотку напялила?» Актёры, словно по команде, поворачиваются к зрителям спиной и рыдают. Ситуацию спас Николай Козлов, который сурово произнёс следующую реплику и взял эту сцену на себя.Когда на сцене происходят казусы, тяжелее всего приходится именно актёрам: зрители могут и не заметить накладок.Так случилось во время дебюта: Серый Волк в пьесе Шварца«Красная шапочка» — одна из первых моих ролей. Коварного хищника я играл с упоением! Грозно пел: «Зубы зубы я точу, я девчонку съесть хочу». Точил зубы так, что аж искры сверкали — электрик наш был настоящим фокусником. Премьера проходила в Сапожке, и надо сказать, очень успешно: зрители принимали горячее участие в происходящем. По сюжету,после того как из Волка извлекут Бабушку с внучкой, ему зашивают брюхо, вскоре серый хищник убегает, но его возвращает медведь, и всё кончается общей сценой примирения. И как то я не зафиксировал момент побега и спросилу коллег, когда мне уходить со сцены. Отвечают, как только услышу про птичек. И вот мне показалось, что речь идёт о пернатых, ушёл я за кулисы… и чувствую интуитивно: что то не то. Спохватываюсь: я же убежал с распоротым брюхом, его неуспели заштопать!

 Возвращаюсь в исходную позицию — на сцене лёжа на лавке. Но для артистов это было ещё хуже: хищник, путешествующий с дыркой в пузе! Они играли, с трудом превозмогая смех, зрители же не заметили в моих действиях ничего предосудительного. Вот такой был дебют.Хотя первый раз я вышел на сцену гораздо раньше, в пятилетнем возрасте. Иркутск, конец войны, театральные костюмеры обводят мне ногу карандашиком, чтобы смастерить туфельки, шьют костюмчик. Ставили «Кукольный дом» Ибсена. А на премьере вышел на сцену, посмотрел в зал — и увидел чёрный провал, который дышит. Меня обуял ужас, а мама за кулисами волнуется, шепчет: «Серёжа, иди на лошадку!» Сел я на игрушечную лошадку, начал качаться — и успокоился, нашёл игру, дальше всё было хорошо.

 В ОЖИДАНИИ ВЫСТРЕЛА

О многих сценических казусах в актёрской среде ходят легенды. Одна из них — про Евгения Евстигнеева, исполняющего роль доктора Дорна в пьесе «Чайка». В конце спектакля должен прозвучать выстрел, но его всё нет. Тогда доктор говорит Тригорину: «Уведите отсюда куда нибудь Ирину Николаевну.Дело в том, что Константин Гаврилович (её сын — ред.) повесился». И тут раздаётся долгожданный выстрел. «И застрелился», — невозмутимо продолжает Евстигнеев после паузы.Или известный в актёрской среде случай, когда Тарас Бульба целится в Андрия: «Я тебя породил, я тебя и убью». Недождавшись выстрела, импровизирует: «Эх, жаль, что патронов нет». Достаёт саблю — и тут выстрел. «Эх, жаль, что громом убило».Так трагедия может превратиться в комедию. В одной пьесе про войну герой попадает в окружение, во время атаки раздаётся взрыв, гаснет свет — и сцена заканчивается его похоронами. И вот схватка с врагами, вспышка, темнота, потоммрак рассеивается — а он не успел лечь в гроб… Сразу занавес.Особенно мне помнится инцидент, случившийся на спектакле «Сирано де Бержерак». По сюжету пятнадцать лет гасконец, поэт и дуэлянт Сирано сочинял своей возлюблен!ной письма якобы от красавчика Кристиана, и когда она наконец узнаёт, кто настоящий автор посланий, бесстрашного иостроумного гасконца уже нет в живых. Раньше эту героическую комедию ставили без сокращения, она шла часов пять.По замыслу одного режиссёра падающие листья помогали создать в конце долгого и захватывающего представления атмосферу грусти. А кидал их сверху рабочий сцены, который, одевшись в меховую жилетку и валенки, забирался на колосники. И на одном из спектаклей вместе с листьями сверху падает… валенок.Актёров всегда подстерегают неожиданности. Август, лето, жара — актёр Малого театра Никита Подгорный зашёл узнать расписание спектаклей, и вдруг слышит на сцене музыку. Идёт на её звуки, встречает толпу знатных господ в костюмах времён Ивана Грозного, подходит к ним и весело приветствует: «Здорово, бояре!» Оборачивается — зал полон зрителей: представление давали в честь одного из профессиональных праздников, о чём артист, естественно, не знал.

ВОЙТИ В ИГРУ

Конечно, во время спектаклей на сцене случаются нетолько казусы, но и розыгрыши. Кстати, актёрские приколы — не демонстрация разгильдяйства, как может показаться со стороны, а необходимая подпитка, чтобы легче было войти в игровую природу.У народного артиста СССР Алексея Грибова выдающимися были не только роли, но и способы надувательства. Во времена репрессий он в шутку «опечатал» пятаком квартиру поэта Павла Антокольского. Один актёр, перебравший спиртногои заснувший у памятника Пушкину в Москве, с подачи Грибова проснулся… у бронзового Александра Сергеевича в Пушкинском парке Киева. Особенно известно было заключённое Грибовым с Борисом Ливановым пари под названием «Гопкинс!» В любой момент, услышав это слово, нужно было три раза подпрыгнуть — иначе проиграешь, то есть придётся вести друга в ресторан и угощать по полной программе. И вот в «Трёх сёстрах» Вершинин в исполнении Ливанова объясняется Маше в любви, а Грибов ему за кулисами: «Гопкинс!» Инцидент разбирали на худсовете, но не помогло, дело дошло до Фурцевой. И вот когда народный артист Ливанов краснеет от стыда в её кабинете, дверь приоткрывается, и народныйартист Грибов выдаёт: «Гопкинс!».В наш театр Алексей Николаевич приезжал как то играть«Горячее сердце» Островского, исполнял одну из ролей. Он быстро раскусил, что я смешливый, и какие только розыгрыши ни придумывал, в том числе и во время спектаклей! Артисты вообще большие любители устраивать друг другу сюрпризы. Представьте: на сцене холоп держит доклад перед царём, а самодержец прикроет глаза — у него на веках слово из трёх букв! Или к гумозу — накладному носу — привяжут за лапку муху: бегает она по выдающейся части лица, улететь не может. Зрители этого не видят, а партнёры по сцене давятся от смеха. Рассказывают, в сцене одного из спектаклей Ростислав Плятт читает в кабинете, лицо закрыто газетой.К нему посетитель, которого увлечённый чтением Ростислав Янович важно приветствует: «Слушаю Вас». А вошедший смотрит: спрятавшийся за газетой Плятт украсил себя запорожскими усами… Пришлось срочно закрывать занавес.Неожиданности с артистами случаются разного рода, и мастера сцены всегда находят из них достойный выход. Эту историю я слышал от актёра нашего ТЮЗа, заслуженного артиста России Ивана Екатериничева. Во время Великой Отечественной войны фронтовая бригада артистов выступала перед солдатами, давали по два три спектакля в день. Однажды приехали к бойцам — а тех в связи с передислокацией на месте не оказалось. Зрителей не будет. Правда, говорят актёрам,есть тут один солдат, завтра он приступит к выполнению специального задания: попасть через линию фронта и дать противнику дезинформацию.Все понимают, что обратно он уже не вернётся. И кто то из труппы говорит: «Давайте сыграем для него одного». Этого бойца посадили в зал, и было устроено представление для одного единственного зрителя. Играли с упоением, на пределе возможностей, как никогда. Какую они выбрали пьесу? Могу только гадать. Думаю, такую, чтобы напоминала о мирной жизни: очень яркую и жизнерадостную, наверное, весёлую комедию.

Сергей Леонтьев,актёр Рязанского театра драмы,Народный артист России

http://www.sovetdirectorov.ru/nomers/2013/january_2013/1_2013/metr/

Календарь

Февраль2021
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВC
1
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
2
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
3
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
4

04 февраля, 19:00 - Чисто женская логика (Дон Нигро)

5

05 февраля, 19:00 - Выдать Джанет замуж (С. Бобрик)

6

06 февраля, 14:00 - Волшебные сны Кузьмы (П.Высоцкий, И.Дмитриев)

06 февраля, 18:00 - Мы не одни, дорогая! (Р. Куни, Дж. Чэпмен)

7

07 февраля, 12:00 - Волшебник Изумрудного города (А. Волков)

07 февраля, 18:00 - ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В РАЙ (Б. Вербер)

8
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
9
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
10

10 февраля, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард)

11

11 февраля, 19:00 - Вышел ангел из тумана (П.Гладилин)

12
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
13

13 февраля, 18:00 - Вишневый сад (А.П. Чехов)

14

14 февраля, 12:00 - Как Настенька чуть кикиморой не стала (В.Илюхов)

14 февраля, 18:00 - Валентин и Валентина (М. Рощин)

15
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
16
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
17

17 февраля, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард)

18

18 февраля, 19:00 - Школа соблазна (В.Азерников)

19

19 февраля, 19:00 - Фауст (И.В. Гете)

20

20 февраля, 19:00 - Сирано. Экспозиция (Ю. Поспелова )

21

21 февраля, 12:00 - День рождения кота Леопольда (А. Хайт)

21 февраля, 18:00 - Клинический случай (Р. Куни)

22

22 февраля, 15:00 - ()

22 февраля, 18:00 - Никто не идеален (С. Уильямс)

23

23 февраля, 18:00 - Никто не идеален (С. Уильямс)

24
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
25

25 февраля, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард)

26

26 февраля, 19:00 - Касатка (А.Н. Толстой)

27

27 февраля, 14:00 - Волшебные сны Кузьмы (П.Высоцкий, И.Дмитриев)

27 февраля, 18:00 - Мы не одни, дорогая! (Р. Куни, Дж. Чэпмен)

28

28 февраля, 12:00 - Царевна-лягушка ()

28 февраля, 18:00 - Пиноккио. Переплыть море (К. Коллоди, сценическая версия Л. Гуарро)

Опрос



Интересно ли Вам посещать фестивальные спектакли?
  • Да, постараюсь увидеть как можно больше
  • Возможно, что-нибудь посмотрю.
  • Нет, вряд ли там будет что-нибудь интересное
  • Интерес к культурной жизни