Размер шрифта  А А А
Цвета сайта  Ц  Ц  Ц 

Телефон кассы театра:(4912) 45-15-58

en ru
Купить билеты

Неоклассика с антилюбовью в финале

(Вера Новикова/Новая газета №46/28.11.2019)
Лучшим спектаклем IV Международного фестиваля «Свидания на Театральной» стала «Снегурочка» из Кинешмы.
24 ноября на сцене Рязанского театра драмы был показан заключительный спектакль IV Международного фестиваля спектаклей о любви «Свидания на Театральной». В течение десяти дней свои любовные истории зрителям представляли коллективы из Рязани, Омска, Великих Лук, Мытищ, Кинешмы, Владикавказа, Уфы, Санкт-Петербурга, Москвы и Мюнстера. Финальную точку в этом марафоне поставила, однако, «антилюбовь»: 25 ноября театр драмы представил экспериментальный проект «НЕ-пьеса», в рамках которого артисты вывели на сцену реальные истории неудавшихся свиданий, написанные жителями нашего города. А вот насколько удались театральные свидания, решало строгое жюри: на закрытии фестиваля были объявлены итоги и определены лучшие работы.
 
Жюри фестиваля, которое составили критики и театроведы из Москвы и Санкт-Петербурга Алексей Пасуев, Татьяна Джурова, Юлия Клейман и Анастасия Иванова, было практически единодушным в своем мнении: наиболее удачными оказались спектакли, ориентированные на авторскую режиссуру. Яркие высказывания, нестандартные подходы и необычные формы – это то, что может сделать постановку актуальной и открыть для зрителя новые возможности современного театра. При этом наименее удовлетворительное ощущение оставили спектакли, идущие на поводу у нетребовательного зрителя, когда авторский взгляд подменялся попытками эстрадного представления материала.
 
Такой подход, естественно, подтвердился и распределением премий. Причем, любопытно, что при всем разнообразии современных пьес, которые были представлены на фестивале, в лидерах оказались постановки по классическим произведениям, но в оригинальном прочтении. 
 
Так, в номинации «Лучший актерский дуэт» отмечены артисты Омского ТЮЗа Александр Галимов и Дмитрий Керн за роли Онегина и Ленского в спектакле «ОNЕГИН». Лучшим актерским ансамблем признана работа Людмилы Лобановой, Фарита Халяпова и Игоря Калагина в спектакле «Я стою у ресторана: замуж – поздно, сдохнуть рано» Мытищинского театра драмы и комедии «ФЭСТ». В номинации «Лучшая работа художника по свету» был награжден спектакль «Гайзенберг» Вольфганг Борхерт Театр из Мюнстера. Не остался без приза и Рязанский театр драмы: премия за «Лучшую роль второго плана» была вручена Андрею Блажилину за роль Гусева в спектакле «Валентин и Валентина».
Наконец, фаворитом IV Международного фестиваля «Свидания на Театральной» оказалась постановка Кинешемского драматического театра имени А.Н. Островского «Снегурочка». Она была признана лучшей в трех номинациях: «Лучшая история любви (лучший спектакль)», «Лучшая работа художника-постановщика», «Лучшее музыкальное оформление».
Действительно, «весенняя сказка» Александра Островского оказалась самой любопытной постановкой фестиваля. Действие пьесы режиссер Александр Огарев из доисторических времен переносит в шестидесятые годы прошлого века. Советские песни «микшируются» с народными, превращаясь в совершенно фантазийные композиции. Страна берендеев переселяется на каток. А советская эпоха обозначается остроумными узнаваемыми приметами (художник Ася Скорик): громкоговоритель, из которого вещает «Радио Ярило», агитационные плакаты, тележка с мороженым… И, конечно, уютные вязаные свитера, шапочки с помпонами и варежки на резинке, которые во второй части, с приходом весны, сменяются ситцевыми платьями и косынками. Все это создает теплое ностальгическое настроение, которое вполне соответствует духу самой пьесы-сказки Островского.
 
И главное, весь этот антураж ничуть не искажает сути вневременной истории, рассказанной драматургом, – истории о страсти и ревности, о пробуждении чувств и жертвенной природе любви.
 
– Говоря об удачах фестиваля, в первую очередь нужно назвать спектакль «Снегурочка», в котором было представлено прочтение классической пьесы Островского яркими, современными средствами, – рассказывает председатель жюри театральный критик Алексей ПАСУЕВ. – Причем Островский прочитывается как некий миф и при этом скрещивается с мифом советским: рай, где мороженое стоило 15 копеек, люди улыбались и пели песни. Таким образом, в постановке прослеживается мысль, что этот советский мир для нас сегодняшних такая же мифология, как и история Островского. Но и тот и другой миф, и тот и другой рай имеют оборотную сторону. Главные герои спектакля резко выделяются на фоне всего окружения. Они чужаки в этом мире, а значит, должны быть принесены в жертву. Цена этого рая – слияние с толпой. Необходимость быть как все и ни в коем случае не выходить за общие пределы.
 
Кроме того, если говорить о спектаклях по классическим произведениям, следует выделить спектакль «ОNЕГИН» Омского ТЮЗа, который имеет подзаголовок «blues с одним антрактом». С одной стороны, в постановке присутствуют атрибуты пушкинской эпохи, но они вынесены в очень условное сценическое пространство. А сами персонажи тем временем переходят то на рэп, то на речитатив, то распевают пушкинский текст на манер блюза. Во всем этом есть попытка развернуть классическое произведение лицом к современному зрителю.
– Алексей, вы курируете «Свидания на Театральной» с самого основания, уже четвертый год. Какие особенности выделяют нынешний фестиваль?
 
– В этом году впервые на фестивале была опробована образовательная программа. На мой взгляд, это был очень важный шаг в развитии всего проекта. Фестиваль стремится работать со своими зрителями не только спектаклями, но и объясняя, как устроен современный театр, каким он может быть, в какую сторону движется, как развивается актуальная драматургия. И надо сказать, что на каждой лекции зал малой сцены наполнялся слушателями, выступления принимались с большим вниманием и вызывали резонанс. Все это свидетельствует о том, что этот шаг со стороны организаторов был верный. Однако хочется надеяться, что в будущем малая сцена будет использоваться не только для лекций и обсуждений, но и как площадка для камерных спектаклей фестиваля. Не секрет, что в современном театре на малых сценах интересные спектакли случаются гораздо чаще, чем на больших. Это даст возможность обогатить палитру фестиваля.
 
– В будущем году «Свидания» отметят свой первый юбилей. Скоро начнется подготовительная работа. Что пожелаете организаторам? Какие выбрать ориентиры в отборе участников?
 
– Мне очень нравится тема фестиваля, потому что она максимально широкая – позволяет привезти абсолютно любой спектакль: так или иначе он будет о любви. Даже отсутствие, нехватка любви тоже вписывается в тему. Если говорить о развитии фестиваля, то, повторюсь, можно присмотреться к спектаклям малой формы. Совершенно точно нужно развивать образовательную программу. Но вообще отбор спектаклей на фестиваль – это каждый раз некая лотерея: понятно, что выбор производится из предложенных названий. Интересно было бы увидеть спектакли по новой драме, спектакли яркого режиссерского рисунка. Они были и на этом фестивале, но таких неординарных прочтений всегда хочется больше.
 
Любой фестиваль – это живой организм. Как он будет развиваться, предсказать невозможно. Но приятно, что поиски продолжаются, приятно, что на фестивале рождаются интересные совместные проекты. Рязанский театр драмы за счет фестиваля встраивается в мощную театральную жизнь страны и зарубежья. Происходит «движуха» и это здорово!
Вера Новикова.

Календарь

Март2021
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВC
1
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
2
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
3
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
4

04 марта, 19:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

5

05 марта, 19:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

6

06 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

7

07 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

8

08 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

9
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
10

10 марта, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард)

11

11 марта, 19:00 - Выдать Джанет замуж (С. Бобрик)

12

12 марта, 19:00 - Сирано. Экспозиция (Ю. Поспелова )

13

13 марта, 14:00 - Царевна-лягушка ()

13 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

14

14 марта, 12:00 - Волшебник Изумрудного города (А. Волков)

14 марта, 18:00 - Клинический случай (Р. Куни)

15
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
16
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
17

17 марта, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард)

18

18 марта, 19:00 - Пиноккио. Переплыть море (К. Коллоди, сценическая версия Л. Гуарро)

19

19 марта, 19:00 - Никто не идеален (С. Уильямс)

20

20 марта, 14:00 - Волшебные сны Кузьмы (П.Высоцкий, И.Дмитриев)

20 марта, 18:00 - Никто не идеален (С. Уильямс)

21

21 марта, 12:00 - День рождения кота Леопольда (А. Хайт)

21 марта, 18:00 - Мы не одни, дорогая! (Р. Куни, Дж. Чэпмен)

22
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
23
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
24
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
25

25 марта, 19:00 - ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В РАЙ (Б. Вербер)

26

26 марта, 19:00 - Никто не идеален (С. Уильямс)

27
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
28

28 марта, 18:00 - Чисто женская логика (Дон Нигро)

29
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
30
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
31

31 марта, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард)

    

Опрос



Интересно ли Вам посещать фестивальные спектакли?
  • Да, постараюсь увидеть как можно больше
  • Возможно, что-нибудь посмотрю.
  • Нет, вряд ли там будет что-нибудь интересное
  • Интерес к культурной жизни