Размер шрифта  А А А
Цвета сайта  Ц  Ц  Ц 

Телефон кассы театра:(4912) 45-15-58

en ru
Купить билеты

«Король Лир»: премьера в Рязанском театре драмы

(Анастасия Милованова/rest-portal.ru/05.10.2014)
Новый сезон Рязанский театр драмы открывает громким, масштабным, спорным спектаклем — «Король Лир». Премьеру ждут. Постановку Гульнары Головинской начали обсуждают заранее. Перед показом публика явно испытывает приятное возбуждение. Снаружи — спрашивают лишний билетик. Внутри — занимают ложи целыми семьями. Занавес... Отсутствует. 

На авансцене — все для пресс-конференции. За ней — простор, железо, свет. Образцовое пространство «политической кухни». Как называют имя преемника в прямом эфире, зрители хорошо себе представляют. Видели. У Лира преемника нет. Есть три дочери. Суровый правитель режет по-живому. В глубине — карта государства. Она (буквально) сложена из верноподданных. Всякому понятно: добром не закончится. Всякому, кроме Лира (Александр Зайцев). 
Никакой парчи, роскоши и лат. Жесткий дресс-код. Шпильки. Пиджаки. Шинели. Без подсказки и не поймешь, где английский король, а где французский. Время от времени участники политического шоу спускаются в зал. Выгодная позиция во времена перемен. Прав тот, кто солгал первым. Желательно — в микрофон. «Как люди не хитры...» Всякому понятно: тут побеждают конформисты. Всякому, кроме Корделии (Марина Мясникова). 

С чего начинается безумие? Изменяет чувство меры. Думаешь в первый миг, что режиссеру. Нет. Кажется, все-таки героям, но для кого-то это наверняка будет одно и то же. В замке Гонерильи (Надежда Кроткова) — «балаган и кабак». В партере: вздохи, нервный смех и веское, низким басом «О-ба-на». «И дорого, и страшно»! Наверное, именно так видит во сне олигархические вечеринки студент- культуролог: Древний Рим, русский баян и нацистское садомазо-кабаре. 16+. «Капризы» дочерей сразу обретают вес: такого «папу» многие в зале не пустили бы дальше порога. Вот, оказывается, для чего энергичный, полный сил король «распилил» отчизну. Запой. Загул. Забытье. Зачем жить по правилам, когда можно «по понятиям»? Реакции соответствуют. Мачо не плачут. «Я все вам дал!» — бушует Лир... и не вызывает никакого сочувствия. В отличие от Александра Зайцева. Бенефисная роль «сидит как влитая». Герой его кажется не столько безумным, сколько «первобытным». Плод от плоти абсурдного мира. Вздорный, взбалмошный, стихийный. Самое место — в полях и бурях. Шут (Андрей Блажилин) на этом фоне — глас разума и глаз отрада, цивилизация, культура, смысл, потерянный на полдороги. Что и говорить, дуэт удался. 

Государственный аппарат работает, как часы, но под исполненную волшебства музыку (Dead Can Dance, The Tiger Lillies, Jozef Van Wissem). Простоту с первых же секунд нарушает... яблоко. Тот еще фрукт. В «котелке». «Это не яблоко» — сказал бы Рене Магрит. Его имя смело можно упоминать в программке: спектакль полон оживших картин. Художник был бы прав. Разве что «яблоко раздора»... Афера Томаса Крауна. Искушение. Грехопадение. Ева. Дщерь человеческая. «Рожайте только сыновей»... Старательный зритель может спрягать до бесконечности. Задачи предлагаются с королевской щедростью и воинственным азартом. Дано: красные галстуки. Возможно: пижонский шик, имперский пурпур, кровавые удавки. И так далее, и так далее... Любители взламывать культурные коды насладятся этой забавой вполне, равно как и любители типично театральных острот. «Не расстилайся перед ним!» — велит Гонерилья Освальду (Арсений Кудря) и срывает скатерть со стола. Все швы — на виду. 

Магизм искусства, за который так ратовал Магрит, укреплен не только культурными кодами, но и вполне реальной материей. Над сценой «сгущаются» софиты и вздымаются тучи песка. Вода, солома, стробоскоп. Первые ряды партера чихают. Женщины шепотом удивляются: «Бедный Зайцев. Зачем?». Те, кого «на мякине не проведешь», дезертируют. Остальные стойко терпят «капризы стихий». В «театре абсурда» нужно быть стойким, простодушным и быстрым. Это залог счастья. Ослепляют — готовят глазунью, убивают — срывают пиджак, побеждают — возносятся над сценой. Знал бы, где упадешь, соломки бы подстелил... Извольте, целый стог. 

Из всех возможных чувств Лир, как и подсказано буквой, в первую очередь тревожит чувство долга. Дано: знать текст, изучить контекст, не забыть про эмоции. Всякому понятно: «упражнение в прекрасном». Всякому, без исключений. «Я вас люблю, как долг велит...» Шумный, «сложносочиненный», долгий Лир, как и положено королевской особе, требует от зрителя много, начиная от физических сил и заканчивая энциклопедическим багажом. В некотором смысле, это вызов. Вы готовы?

Анастасия Милованова

 http://rest-portal.ru/read/2396

Календарь

Февраль2021
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВC
1
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
2
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
3
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
4

04 февраля, 19:00 - Чисто женская логика (Дон Нигро)

5

05 февраля, 19:00 - Выдать Джанет замуж (С. Бобрик)

6

06 февраля, 14:00 - Волшебные сны Кузьмы (П.Высоцкий, И.Дмитриев)

06 февраля, 18:00 - Мы не одни, дорогая! (Р. Куни, Дж. Чэпмен)

7

07 февраля, 12:00 - Волшебник Изумрудного города (А. Волков)

07 февраля, 18:00 - ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В РАЙ (Б. Вербер)

8
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
9
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
10

10 февраля, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард)

11

11 февраля, 19:00 - Вышел ангел из тумана (П.Гладилин)

12
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
13

13 февраля, 14:00 - Царевна-лягушка ()

13 февраля, 18:00 - Вишневый сад (А.П. Чехов)

14

14 февраля, 12:00 - Как Настенька чуть кикиморой не стала (В.Илюхов)

14 февраля, 18:00 - Валентин и Валентина (М. Рощин)

15
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
16
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
17

17 февраля, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард)

18

18 февраля, 19:00 - Школа соблазна (В.Азерников)

19

19 февраля, 19:00 - Фауст (И.В. Гете)

20

20 февраля, 19:00 - Сирано. Экспозиция (Ю. Поспелова )

21

21 февраля, 12:00 - День рождения кота Леопольда (А. Хайт)

21 февраля, 18:00 - Клинический случай (Р. Куни)

22

22 февраля, 15:00 - ()

22 февраля, 18:00 - Никто не идеален (С. Уильямс)

23

23 февраля, 18:00 - Никто не идеален (С. Уильямс)

24
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
25

25 февраля, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард)

26

26 февраля, 19:00 - Касатка (А.Н. Толстой)

27

27 февраля, 14:00 - Волшебные сны Кузьмы (П.Высоцкий, И.Дмитриев)

27 февраля, 18:00 - Мы не одни, дорогая! (Р. Куни, Дж. Чэпмен)

28

28 февраля, 14:00 - Царевна-лягушка ()

28 февраля, 18:00 - Пиноккио. Переплыть море (К. Коллоди, сценическая версия Л. Гуарро)

Опрос



Интересно ли Вам посещать фестивальные спектакли?
  • Да, постараюсь увидеть как можно больше
  • Возможно, что-нибудь посмотрю.
  • Нет, вряд ли там будет что-нибудь интересное
  • Интерес к культурной жизни