Размер шрифта  А А А
Цвета сайта  Ц  Ц  Ц 

Телефон кассы театра:(4912) 45-15-58

en ru
Купить билеты

Константин Райкин: Важно не потерять ощущение ученичества

(Наталья Бирюкова/7info.ru/24.11.2015)

Народный артист России привёз в Рязань воспитанников своей Высшей школы сценических искусств и побеседовал с журналистами о театре и не только.

Во вторник, 24 ноября, на сцене Рязанского областного театра драмы состоится класс-концерт воспитанников Высшей школы сценических искусств Константина Райкина. Накануне показа народный артист России встретился с рязанскими журналистами. Разговор получился не только о предстоящем спектакле.

В Рязань Константин Райкин приезжает далеко не впервые, но в первый раз – со своими учениками. В наш город народный артист России привёз студентов 3-го курса – первый набор на актёрский факультет, состоявшийся в рамках работы Школы. Создание последней, рассказывает артист, было связано с необходимостью передачи богатого опыта, накопленного за 12 лет преподавания в школе-студии МХАТ. Также школу, отмечает Константин Райкин, он рассматривает и как кузницу кадров для своего театра «Сатирикон», художественным руководителем которого является уже около трёх десятков лет.

–  Идея создания Школы родилась из моего большого опыта преподавания. Я 12 лет преподавал в школе-студии МХАТ, выпустил там три курса. Большая часть театра «Сатирикона» – это мои ученики, люди, которые непосредственно учились у меня и моих коллег. Иметь при себе кузницу кадров очень важно, чтобы не переучивать кем-то наученного, пусть даже и талантливого артиста, не обращать его в свою веру, ломая что-то, а изначально воспитывать его в своём ключе, своём взгляде на профессию и жизнь. Каждый театр, если он развивается, проходит стадию взросления, хочет иметь при себе студию, готовить кадры для себя специально. Так было с МХТ, с Малым театром, театром им. Вахтангова, так было при «Современнике». Любой правильно развивающийся театральный коллектив, достигнув какого-то возраста взрослости, начинает хотеть иметь при себе учебные заведения, это нормально. У нас мало того было хотение, у нас появилась такая возможность – выстроился театральный институт. Это произошло практически впервые за всю обозримую историю театра, когда здание специально построено для подобных целей – все известные институты ютятся в специально приспособленных помещениях, – рассказывает он.

Впрочем, несмотря на заявления актёра о целях создания Школы, сразу мечтать о приходе в «Сатирикон» студентам Константина Райкина не приходится. Равно, как и о преимуществах студенческой жизни. Тем, кого увидят рязанцы на сцене драмтеатра, – счастливчикам, оказавшимся в первом наборе актёрского факультета, пришлось выдержать не только строгий конкурс в 350 человек на место и пять туров, но и полностью посвятить себя театру: расписание занятий в Школе – строжайшее.

–  Первые два года мы не разрешаем сниматься, так как у нас жуткий график – в 9.30 занятия начинаются, в 22.00 заканчиваются, два сорокапятиминутных перерыва на обед и ужин. Это происходит шесть дней в неделю, в воскресенье у нас тоже рабочий день – идут репетиции, так как мы рано начинаем делать дипломные спектакли. Кроме занятий у них есть ещё самостоятельная работа. Несколько раз в семестр мы устраиваем контрольные работы по ней. Актёрским мастерством мы занимаемся каждый день, около 40 часов в неделю,  а ещё есть сценическое движение, танец, фехтование, очень серьёзные профессора преподают историю театра и мировой литературы. Это такая загрузка, что ни о какой разгульной жизни нет и речи, и сниматься нет времени. Совмещать съёмки с учёбой  – нет возможности, поэтому, если студенту предлагают роль в хорошем фильме у хорошего режиссёра,  он должен сделать выбор, – рассказал актёр.

Причина подобной строгости – вовсе не в желании Константина Райкина ограничить свободу студентов. Напротив, с первых же дней учёбы актёр старается показать своим воспитанникам, что театр – это тяжёлый труд, требующий жертв, однако  взамен дающий гораздо больше, чем обычный зрительский успех.

– Мне важно, чтобы они сохранили верность театру, ведь театр – это единственное место для драматического актёра, где происходит рост мастерства. Кино не может этого дать даже по определению, даже у очень хорошего режиссёра. Кино по методологии, просто по технологии процесса использует то, что артист умеет. Процесс съёмок выстроен так, что у него нет времени попробовать что-то. Это использование того, что ты уже умеешь. А научиться и уметь можно только в институте и в театре. Царство артиста – в театре. Это надо понять, за это нужно заплатить отказом от большого количества соблазнов, – рассказывает Константин Райкин.

По тем заветам, которые он прививает своим студентам, живёт и сам актёр – неслучайно Школу сценических искусств он называет «смыслом своей деятельности», а студентов учит подмечать главное, не размениваясь на мелочи, не поддаваясь желанию славы или амбиции.

– Надо уметь полюбить роль, какую тебе дали. Не ту, которая по центру. Такую роль и дурак полюбит, а ту, в которой шесть слов. Вот в чём профессионализм – полюбить роль, в которой нет тебе очевидных честолюбивых дивидендов. Полюбить роль Гамлета – и  дурак полюбит. Гол всякий хочет забить, а вот пас дать, чтобы гол забил другой – далеко не каждый. Надо уметь полюбить режиссёра, поменять отношение  к партнёру. Вот вы с ней в ссоре – а должны играть любовь, мне наплевать, какие у вас личные отношения.  Иногда актёры пользуются личными отношениями. Это страшная пошлятина, так как нельзя путать себя и персонажа. Ты не разговариваешь стихами Шекспира в жизни и себя даже в самом жарчайшем романе нельзя путать с Ромео и Джульеттой, – сказал Константин Райкин.

Подмечать особенности того или иного образа, дистанцировать себя от персонажа, студенты учатся, готовя этюды. Из ряда таких этюдов и получился спектакль, который увидят рязанские зрители.

– То, что мы покажем  – из экзаменов первого курса, только материал первого курса. Это своеобразные блиц-этюды, отжатые из большого числа наблюдений. Их студенты делают сотнями, мы их отсматриваем, выделяем лучшие и делаем спектакли, – рассказал артист.

Вполне возможно, что в будущем те таланты, который выйдут на сцену театра драмы, будут блистать на сцене «Сатирикона», пополнив труппу театра. Тех, кто сейчас играет в его театре, Константин Райкин, называет «золотым песком». Создать такой коллектив, признаётся, он, стоило немалых усилий.

– У нас труппа в 50 человек, где очень мало честолюбивых амбиций. Люди заточены на работу, – рассказал актёр.

Те, кто уже стал частью «Сатирикона», сталкиваются с другим Константином Райкиным – художественным руководителем. Несмотря на понимание положения актёров, в главном – требовании любить то дело, которому ты служишь, с сотрудниками своего театра худрук также строг, как и со студентами.

– Я не препятствую тому, чтобы они зарабатывали, ведь театр не может дать достойной зарплаты. Я за полгода говорю артистам, что я их хочу занять в новой постановке,  предупреждаю, чтобы они разгребли свои дела, если где-то снимаются. Я делаю два состава, пускаю их одновременно, чтобы дать определённую степень свободы. Я делаю много, но если артист отказывает мне, я даю возможность доиграть роли и с ним расстаюсь. Когда я говорю о роли, я внимательно смотрю в глаза – я должен увидеть проявление радости. Если её нет – ролей актёру я больше не дам. В театре должна быть текучка кадров, ведь если актёр знает, что он «устроился», тогда вокруг лица появляются жировые кольца и по срезу можно определить количество лет (смеётся).

Сам Константин Райкин во многом может служить для своих актёров примером  неуспокоенности, горения театром – вместе со своими учениками он проходит путь от первых шагов до последнего курса, сохраняя способность, так же, как и молодые люди, способность, например, изумляться красотам Константинова (на родине С.А. Есенина в этот свой приезд в наш город актёр оказался впервые), быть с ними наравне, несмотря на возраст.

– Важно не потерять ощущение ученичества, ведь учитель – этот тот же ученик. Как только становишься мэтром – наступает смерть, – говорит он.

Оценить, насколько Константин Райкин сумел «заразить» своим мироощущением учеников, рязанцы смогут 24 ноября на сцене театра драмы. А в декабре на сцене Рязанской областной филармонии выступит и их учитель. Константин Райкин представит горожанам моноспекталь «Самое любимое».

Наталья Бирюкова

http://7info.ru/news/accents/konstantin_rajkin_vazhno_ne_poterjat_oschuschenie_uchenichestva/

Календарь

Февраль2021
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВC
1
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
2
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
3
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
4

04 февраля, 19:00 - Чисто женская логика (Дон Нигро)

5

05 февраля, 19:00 - Выдать Джанет замуж (С. Бобрик)

6

06 февраля, 14:00 - Волшебные сны Кузьмы (П.Высоцкий, И.Дмитриев)

06 февраля, 18:00 - Мы не одни, дорогая! (Р. Куни, Дж. Чэпмен)

7

07 февраля, 12:00 - Волшебник Изумрудного города (А. Волков)

07 февраля, 18:00 - ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В РАЙ (Б. Вербер)

8
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
9
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
10

10 февраля, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард)

11

11 февраля, 19:00 - Вышел ангел из тумана (П.Гладилин)

12
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
13

13 февраля, 14:00 - Царевна-лягушка ()

13 февраля, 18:00 - Вишневый сад (А.П. Чехов)

14

14 февраля, 12:00 - Как Настенька чуть кикиморой не стала (В.Илюхов)

14 февраля, 18:00 - Валентин и Валентина (М. Рощин)

15
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
16
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
17

17 февраля, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард)

18

18 февраля, 19:00 - Школа соблазна (В.Азерников)

19

19 февраля, 19:00 - Фауст (И.В. Гете)

20

20 февраля, 19:00 - Сирано. Экспозиция (Ю. Поспелова )

21

21 февраля, 12:00 - День рождения кота Леопольда (А. Хайт)

21 февраля, 18:00 - Клинический случай (Р. Куни)

22

22 февраля, 15:00 - ()

22 февраля, 18:00 - Никто не идеален (С. Уильямс)

23

23 февраля, 18:00 - Никто не идеален (С. Уильямс)

24
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
25

25 февраля, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард)

26

26 февраля, 19:00 - Касатка (А.Н. Толстой)

27

27 февраля, 14:00 - Волшебные сны Кузьмы (П.Высоцкий, И.Дмитриев)

27 февраля, 18:00 - Мы не одни, дорогая! (Р. Куни, Дж. Чэпмен)

28

28 февраля, 14:00 - Царевна-лягушка ()

28 февраля, 18:00 - Пиноккио. Переплыть море (К. Коллоди, сценическая версия Л. Гуарро)

Опрос



Интересно ли Вам посещать фестивальные спектакли?
  • Да, постараюсь увидеть как можно больше
  • Возможно, что-нибудь посмотрю.
  • Нет, вряд ли там будет что-нибудь интересное
  • Интерес к культурной жизни