Каждое «Свидание» как первое
(Татьяна Клемешева/Рязанские ведомости №87(5792)/15.11.2019)Театральный критик, эксперт премии «Золотая маска» Алексей Пасуев – о фестивале «Свидания на Театральной» и «особом лице» Рязани
15 ноября в нашем городе стартует IV Международный фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной». В этом году организаторы расширили программу, и в течение целой недели зрители смогут наслаждаться историями любви из разных эпох. Также для самых преданных поклонников театрального искусства запланированы лекции по теории и истории театра. Сегодня мы беседуем с членом жюри фестиваля – историком театра, театральным критиком, экспертом премий «Золотая маска», «Золотой софит» и других, преподавателем Алексеем Пасуевым.
Провинциальное – значит уникальное
Р.В. – Алексей Сергеевич, вы уже не впервые в Рязани. Чем наш город для вас выделяется среди других в России?
А.П. – Своим особым лицом. Своей атмосферой. Очень люблю гулять по нему, и не только по дежурному маршруту в кремль или художественный музей (хотя и там, конечно, очень хорошо), но и, к примеру, в сад музея-усадьбы И.П. Павлова. На мой взгляд, это одно из самых красивых и атмосферных мест города. Да и за пределами Рязани много интересного. Когда я впервые приехал работать на «Свиданиях на Театральной», нас с коллегами возили в Константиново, год назад – в Солотчу. Сейчас вот прочитал про Иоанно-Богословский монастырь в селе Пощупово и очень хочу там побывать.
Р.В. – У вас очень плотный график. На каких театральных событиях России и ближнего зарубежья вы работали в последнее время? Что из этого стало для вас наиболее интересным, важным?
А.П. – Из последнего выделю две режиссерские лаборатории – в Петропавловске-Камчатском и Тольятти. Одна была посвящена созданию репертуара для детей и подростков: на Камчатке нет своего ТЮЗа, и местному театру драмы с его главным режиссером Олегом Степановым приходится отдуваться буквально за все. В рамках другой – проходил конкурс молодых режиссеров из разных городов. Они боролись за право превратить свой эскиз в полноценный репертуарный спектакль тольяттинского театра «Дилижанс», который как раз ориентирован на детей и молодежь.
Из зарубежных вылазок назову поездку в Даугавпилс – большой латышский город у пересечения границ Латвии, Белоруссии и Литвы, который в Риге воспринимают как глубокую провинцию. А там, между прочим, недавно открыли огромный центр современного искусства, куда со всей Европы едут взглянуть на несколько картин Марка Ротко – великого американского художника-абстракциониста. Кроме того, в Даугавпилсе уже несколько лет цветет, развивается и получает все возможные национальные премии местный театр под мудрым и энергичным руководством главного режиссера Олега Шапошникова. Я это к чему? Не существует никакой провинции, это все у нас в головах.
Между традицией и новаторством
Р.В. – Как вам кажется, какие общие тенденции сейчас прослеживаются в российском театре? К чему стремятся коллективы, что им интереснее всего?
А.П. – Главная тенденция современного российского театра – отсутствие общей тенденции. Чем ярче, оригинальнее работает коллектив, чем больше он выделяется из общей массы – тем выше его шансы быть отмеченным на многочисленных фестивалях или на главной премии страны – «Золотой маске». Почему так заметен режиссер Андрей Могучий? Потому что он пришел в старый академический театр (БДТ), казалось, раз и навсегда избравший для себя определенный путь развития. И поменял этот путь! То же самое могу сказать про Валерия Фокина в Александринке, Бориса Юхананова в Электротеатре «Станиславский», Кирилла Серебренникова в Гоголь-центре. Традиция в современном театре не может существовать как нечто застывшее. Нужно постоянное развитие, поиск себя в стремительно меняющемся мире.
Р.В. – Провинциальные театры нечасто берутся ставить пьесы современных авторов. Как вы считаете, с чем это связано? И будет ли эта ситуация меняться?
А.П. – Я думаю, она уже поменялась. Возьмем драматургов, которых ставит тот же Рязанский театр драмы. Дон Нигро, Ярослава Пулинович, Эдвард Радзинский, Петр Гладилин, Рэй Куни – поверьте, этих же авторов (добавлю сюда еще Николая Коляду) вы встретите в репертуаре практически любого российского театра. Почему не идут на сцене какие-то совсем свежие пьесы, вчерашние победители разнообразных конкурсов новой драмы? Так театр в небольшом городе и должен выстраивать репертуар аккуратнее, чем столичный. Потенциального зрителя тут меньше, и отпугнуть его постановкой не слишком качественного, не проверенного временем материала было бы просто глупо. Другое дело лаборатории – тут российские театры могут, должны и позволяют себе самые смелые эксперименты.
В рамках «Свиданий на Театральной» состоятся лекции по теории театра и драматургии. Их прочтут члены жюри фестиваля – театральные критики, педагоги, исследователи театра.
Расписание:
«Типология современного театра» (18+), А. Киселев – 16 ноября в 15:00
«Бог из машины: как написать плохую пьесу», В. Печейкин –18 ноября в 15:00
«Агрессия или близость? Как и зачем театр вторгается в наше личное пространство», Ю. Клейман – 19 ноября в 15.00
«Мужчины и женщины современной пьесы», Т. Джурова – 21 ноября в 15:00
Зритель голосует сердцем
Р.В. – В этом году вы вновь будете членом жюри фестиваля спектаклей о любви «Свидания на Театральной». Расскажите, пожалуйста, сколько раз вы уже работали в этом качестве? Какие моменты фестиваля или, быть может, постановки вам запомнились и почему?
А.П. – О, меня можно назвать Юлием Гусманом этого фестиваля! Я здесь уже четвертый раз и всегда встречаю нечто абсолютно новое – и по составу приехавших коллективов, и по кругу предложенных тем, и по разно-образию режиссерских эстетик. На первом фестивале Гран-при завоевал спектакль «Ромео и Джульетта» из города Алма-Аты грузинского режиссера Гиорги Маргвелашвили. Я знаю, многие зрители не одобрили этот выбор жюри – но мне и по сей день кажется, что вручение первой премии первого фестиваля такому яркому, необычному, в чем-то, может быть, и неоднозначному спектаклю было верным решением. На следующий год главный приз получил спектакль «#ПрощайИюнь» молодого режиссера Андрея Сидельникова из Санкт-Петербурга – подчеркнуто театральная, насквозь музыкальная, несколько даже хулиганская трактовка пьесы Александра Вампилова «Прощание в июне». И на этот раз мнение жюри с мнением рязанской публики вроде бы совпало. А год назад лучшим признали «Мнимого больного» из Уфы – спектакль-церемонию, спектакль-ритуал, буквально протанцованный замечательными актерами. И снова – никаких расхождений с рязанским зрителем.
Р.В. – Что вы можете сказать об уровне рязанских артистов?
А.П. – К величайшему сожалению, я могу судить об этом по одному-единственному спектаклю. Я приезжаю в Рязань только на «Свидания на Театральной», а его организаторы настолько щепетильны, что лишь однажды выставили на конкурс собственную постановку. Речь об интереснейшем спектакле-эксперименте «Сердца и ножи» молодого немецкого режиссера Тани Вайднер – двуязычном совместном проекте Рязанского драматического и Вольфганг Борхерт театра из немецкого Мюнстера. За роли в этом спектакле были отмечены сразу три рязанских артиста – Александр Зайцев (он получил тогда диплом лауреата за лучшую мужскую роль), Арсений Кудря и Андрей Блажилин. Это решение жюри, мне кажется, достаточно красноречиво говорит об уровне рязанской труппы.
Р.В. – И напоследок. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям о спектакле о любви, который нравится лично вам.
А.П. – Это спектакль «Отелло» великого литовского режиссера Эймунтаса Някрошюса. О его смерти мы узнали как раз на прошлом фестивале в Рязани – огромная, невосполнимая потеря. Ничего рассказывать не буду – просто найдите запись в интернете и дождитесь танца Отелло и Дездемоны.
Татьяна Клемешева
ПН | ВТ | СР | ЧТ | ПТ | СБ | ВC |
---|---|---|---|---|---|---|
1 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 2 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 3 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 4 04 марта, 19:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук) | 5 05 марта, 19:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук) | 6 06 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук) | 7 07 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук) |
8 08 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук) | 9 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 10 10 марта, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард) | 11 11 марта, 19:00 - Выдать Джанет замуж (С. Бобрик) | 12 12 марта, 19:00 - Сирано. Экспозиция (Ю. Поспелова ) | 13 13 марта, 14:00 - Царевна-лягушка () 13 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук) | 14 14 марта, 12:00 - Волшебник Изумрудного города (А. Волков) 14 марта, 18:00 - Клинический случай (Р. Куни) |
15 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 16 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 17 17 марта, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард) | 18 18 марта, 19:00 - Пиноккио. Переплыть море (К. Коллоди, сценическая версия Л. Гуарро) | 19 19 марта, 19:00 - Никто не идеален (С. Уильямс) | 20 20 марта, 14:00 - Волшебные сны Кузьмы (П.Высоцкий, И.Дмитриев) 20 марта, 18:00 - Никто не идеален (С. Уильямс) | 21 21 марта, 12:00 - День рождения кота Леопольда (А. Хайт) 21 марта, 18:00 - Мы не одни, дорогая! (Р. Куни, Дж. Чэпмен) |
22 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 23 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 24 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 25 25 марта, 19:00 - ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В РАЙ (Б. Вербер) | 26 26 марта, 19:00 - Никто не идеален (С. Уильямс) | 27 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 28 28 марта, 18:00 - Чисто женская логика (Дон Нигро) |
29 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 30 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 31 31 марта, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард) |