Размер шрифта  А А А
Цвета сайта  Ц  Ц  Ц 

Телефон кассы театра:(4912) 45-15-58

en ru
Купить билеты

Как Сергей Леонтьев «породнился» со Смоктуновским

(Владимир Воронов/proryazan.com/02.04.2013)

За 55-летнюю карьеру народный артист России из рязанского Театра драмы поработал с настоящими корифеями отечественной сцены. 


Миронов пахал как  танк


Очередное празднование Международного дня театров, приходящееся на 27 марта, в рязанском Театре драмы, как всегда, прошло с размахом – с «Балом Мельпомены» и вручением профессиональных премий. Удивляться не стоит, Рязань – город театральный. Достаточно сказать, что тот же самый Театр драмы знакомит с прекрасным рязанцев уже 225-й сезон! Сколько и кого за это время повидали ее стены – об этом могут поведать только ее «старики». Один из них – народный артист России Сергей Леонтьев, которому в этом году предстоит отметить 74-й день рождения. Да и более театрального человека, наверное, тяжело отыскать. Родившись в семье актеров, поколесив с родителями по всей театральной России, выросши, что называется, за кулисами, впервые выйдя на сцену в 5 лет в Иркутске в ибсеновском «Кукольном доме» и сыграв первые серьезные роли в Рязани – пушкинских Алеко (в школе) и Дон Жуана (в Народном театре), в 1958 году Сергей Михайлович поступил в знаменитую «Щуку» – московское Театральное училище имени Щукина (при Театре имени Вахтангова), получив в нем актерское и режиссерское образование. Сергей Леонтьев любит вспоминать это удивительное время. Одним из руководителей его курса был тогда еще начинающий режиссер Юрий Любимов, а среди однокашников – будущие звезды отечественного театра – Ольга Яковлева, Николай Волков, Юрий Волынцев и, в первую очередь, Андрей Миронов.


– Поначалу Андрюша ничем из нас не выделялся, – рассказывает Сергей Леонтьев. – Полненький, общительный, хохмач, всегда в шикарном костюмчике и накрахмаленной рубашке. Но постепенно он набирал, набирал, и где-то уже на третьем курсе смотрим: батюшки, он уже на красный диплом тянет! И все отрывки, и танцевальные номера, и фехтовальные, и вокал – он просто пер как танк. Если мы позволяли себе после стипендии чуть-чуть гульнуть с портвешком, он – никогда. По добросовестности он был №1 среди всех нас. А как они танцевали с Александром Збруевым, который учился на год старше нас, – весь институт сбегался посмотреть. В общем, Андрей так пахал, что уже к третьему курсу стал настоящей звездой. А Юрий Любимов, который ко мне хорошо относился, на нашем курсе в качестве дипломного спектакля ставил «Тень» Евгения Шварца – я играл в нем тайного советника. 


«Шурин» царя


В 1962 году Сергей Леонтьев вернулся домой. С этого времени и начинается его вот уже более чем 50-летнее служение рязанской сцене, которая подарила ему счастье поработать со многими великими актерами. Встреча с мэтром Иннокентием Смоктуновским (с которым, к слову, родители Сергея Леонтьева работали вместе после войны в красноярском театре) произошла у Сергея Михайловича, когда он перешагнул 40-летний рубеж – на сцене рязанского Театра драмы. Иннокентия Михайловича приглашали на гастрольную роль царя Фёдора Иоанновича в одноименной пьесе Алексея Толстого сразу несколько провинциальных театров. Посмотрев все варианты, он, отказавшись от других приглашений, остановил свой выбор на рязанском театре, где в одноименной пьесе Толстого Сергей Леонтьев играл по очереди и царя, и его шурина, и будущего царя Бориса Годунова.


– Помню, он смотрел наш спектакль, сидя в девятом ряду, который почему-то был абсолютно пустой, – вспоминает Сергей Михайлович. – В антракте встал пройтись, зрители его узнали, стали аплодировать. Потом уже, после спектакля, мы сидели в фойе, он рассказывал про каждого из нас – кому что надо поменять, чтобы он смог вписаться в наш спектакль. Говорил о спектакле до трех часов ночи. Наш радист Миша Шапиро даже успел записать это каким-то образом на пленку. Но потом Миша уехал в Израиль, видимо, и эту пленку-раритет с собой увез.


Кстати, Сергею Леонтьеву, своему будущему «шурину» Борису Годунову, Смоктуновский настоятельно порекомендовал отказаться от обильного грима – не в этом, мол, главная мысль пьесы. Главное – человеческие отношения, человек и власть – вот главная проблема!


– Репетиции проходили очень интересно, – рассказывает Сергей Леонтьев. – Смоктуновский построил весь спектакль на себя, и не потому, что это ему надо было как гастролеру. Он исторически верно выстраивал отношение к царю как наместнику Бога на земле, чего у нас, в общем-то, недостаточно было. Играл Иннокентий Михайлович, конечно, на абсолютной отдаче – становился весь мокрый и худой. Ну и мы к нему, естественно, тоже подтянулись. После заключительного, четвертого спектакля, получив в бухгалтерии причитающийся гонорар, он, как сейчас говорят, накрыл нам «поляну»: шампанское, фрукты, еще что-то. Конечно, он знал себе цену и держался слегка на дистанции – панибратства не допускал. Но, в общем, нормальный мужик был – чего там! А у ж какой актер… Я специально купил диск с его фильмом «Девять дней одного года». Это – явление, прорыв, иной способ актерского существования, целая школа. Что он там делает – до сих пор непонятно!  


Быстрицкая оказалась легкой


Про своих партнеров по сцене Сергей Леонтьев рассказывает увлеченно и в самых превосходных тонах. Особенно, как настоящий мужчина, про партнерш, и здесь ему, надо признаться, очень повезло. Ведь на сцене рязанского Театра драмы ему посчастливилось ухаживать (по сюжету, естественно) за самыми красивыми актрисами Советского Союза Элиной Быстрицкой и Анастасией Вертинской.


– Элина Быстрицкая вместе с Никитой Подгорным приезжали играть в нашем театре в спектакле Островского «Бешеные деньги», – с удовольствием вспоминает Сергей Михайлович. – Это был конец 1970-х, мы как раз отметили здесь 50-летний юбилей Элины Авраамовны. Я играл в этом спектакле главную роль, и мне по сюжету нужно было носить ее на руках. Тяжело ли было? Ну что вы. Она оказалась такой миниатюрной и легкой. Уже за кулисами я ей сказал: я вас не отпущу (смеется – прим. автора) и попросил разрешения поцеловать. Анастасия Вертинская играла на нашей сцене в модной тогда пьесе Рощина «Валентин и Валентина». Я играл морячка и ухаживал за нею. Но здесь до поцелуев не дошло (смеется – прим. автора). Настя – немного такая рафинированная, видимо, в родителей. 

 

Хохмач в рязанской Драме


Удалось Сергею Леонтьеву, в послужном списке которого около сотни сыгранных ролей и двух десятков поставленных спектаклей, поработать на сцене рязанского Театра драмы и еще с тремя корифеями одновременно: Михаилом Астанговым (знаменитый Негоро в старом кинофильме «Пятнадцатилетний капитан» или немецкий офицер в «Парне из нашего города» – прим. автора), Алексеем Грибовым (бюрократ Нехода из «Верных друзей» или капитан из «Полосатого рейса» – прим. автора) и Григорием Абрикосовым – в «Горячем сердце» Островского и еще какой-то современной пьесе.


– Это три такие фигуры, такие «монстры», – с восхищением говорит Сергей Леонтьев. – Астангов играл моего отца – как он обо мне заботился, как опекал, как подсказывал на репетициях. Представьте мое состояние: ведь когда я учился в «Щуке», я его три раза в Вахтанговском театре в «Гамлете» видел. Для меня он – живая легенда! Что касается Грибова – это страшный хохмач. До сих пор по всей театральной Москве гуляют байки о его приколах: тройном прыжке (так называемом «Гопкинсе») в кабинете министра культуры СССР Екатерины Фурцевой (кстати, в недавно вышедшем на телеэкраны сериале ее сыграла выросшая за кулисами рязанского Театра драмы Ирина Розанова) или кильке, выпущенной в бассейн Сандуновских бань, которую надо было выловить в качестве закуски, но непременно ртом. Кстати, Грибов на первой же репетиции понял, что я смешливый, и тут же стал работать на меня, на актерском сленге – «колоть». В одной из сцен в «Горячем сердце» я по роли, провинившись, должен был стоять перед ним на коленях. Так он такое выделывал, что это было для меня настоящим испытанием, чтобы не расхохотаться.


P.S.: На этом рассказы Сергея Леонтьева из жизни родного Театра драмы, конечно же, не заканчиваются. И «Родной город»  в одном из следующих номеров к ним еще вернется. 

Владимир Воронов


 

Календарь

Февраль2021
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВC
1
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
2
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
3
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
4

04 февраля, 19:00 - Чисто женская логика (Дон Нигро)

5

05 февраля, 19:00 - Выдать Джанет замуж (С. Бобрик)

6

06 февраля, 14:00 - Волшебные сны Кузьмы (П.Высоцкий, И.Дмитриев)

06 февраля, 18:00 - Мы не одни, дорогая! (Р. Куни, Дж. Чэпмен)

7

07 февраля, 12:00 - Волшебник Изумрудного города (А. Волков)

07 февраля, 18:00 - ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В РАЙ (Б. Вербер)

8
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
9
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
10

10 февраля, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард)

11

11 февраля, 19:00 - Вышел ангел из тумана (П.Гладилин)

12
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
13

13 февраля, 14:00 - Царевна-лягушка ()

13 февраля, 18:00 - Вишневый сад (А.П. Чехов)

14

14 февраля, 12:00 - Как Настенька чуть кикиморой не стала (В.Илюхов)

14 февраля, 18:00 - Валентин и Валентина (М. Рощин)

15
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
16
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
17

17 февраля, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард)

18

18 февраля, 19:00 - Школа соблазна (В.Азерников)

19

19 февраля, 19:00 - Фауст (И.В. Гете)

20

20 февраля, 19:00 - Сирано. Экспозиция (Ю. Поспелова )

21

21 февраля, 12:00 - День рождения кота Леопольда (А. Хайт)

21 февраля, 18:00 - Клинический случай (Р. Куни)

22

22 февраля, 15:00 - ()

22 февраля, 18:00 - Никто не идеален (С. Уильямс)

23

23 февраля, 18:00 - Никто не идеален (С. Уильямс)

24
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
25

25 февраля, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард)

26

26 февраля, 19:00 - Касатка (А.Н. Толстой)

27

27 февраля, 14:00 - Волшебные сны Кузьмы (П.Высоцкий, И.Дмитриев)

27 февраля, 18:00 - Мы не одни, дорогая! (Р. Куни, Дж. Чэпмен)

28

28 февраля, 14:00 - Царевна-лягушка ()

28 февраля, 18:00 - Пиноккио. Переплыть море (К. Коллоди, сценическая версия Л. Гуарро)

Опрос



Интересно ли Вам посещать фестивальные спектакли?
  • Да, постараюсь увидеть как можно больше
  • Возможно, что-нибудь посмотрю.
  • Нет, вряд ли там будет что-нибудь интересное
  • Интерес к культурной жизни