Интервью с режиссером спектакля «Чайка» Сергеем Бобровским
( kulturarzn.ru/15.12.2014)Рязанский театр драмы, открывший 227-ой сезон в сентябре, уже порадовал рязанских зрителей двумя премьерами. Прежде всего это «Король Лир» Уильяма Шекспира и сказка для детей «Волшебник Изумрудного города». В настоящее время в театре идут репетиции двух новых спектаклей. Это новогодняя сказка «Снежная королева» и постановка знаменитой пьесы Антона Павловича Чехова «Чайка».
Сергею Бобровскому, режиссёру-постановщику спектакля, премьера которого состоится в конце января будущего года, мы задали несколько вопросов о работе над новой постановкой.
- Сергей Александрович, как появилась идея этой постановки пьесы Чехова именно в Рязани, и именно сейчас?
- Готовящаяся постановка стала возможной благодаря удачному стечению нескольких факторов. Во-первых, этот спектакль на своей сцене хотело видеть руководство Рязанского театра драмы. Во-вторых, я очень люблю творчество Чехова и много раз ставил его пьесы. Совсем недавно это был спектакль «Дуэль» в Липецке. В-третьих, 2015 год объявлен годом литературы. И, наконец, самое, наверное, главное, это то, что в будущем году будет праздноваться 155 лет со дня рождения великого русского драматурга Антона Павловича Чехова.
- Вы хорошо знакомы с творчеством этого драматурга. Что особенное Вы отметили в пьесе «Чайка»?
- Это произведение написано простым, доступным каждому, обращенным к жизни языком. Вообще, всему, что писал Чехов нужно верить, и доверять его словам, как словам наставника или старшего брата. Он никогда не позволял художественных вольностей, ненавидел слово «изысканность» и шел против искусственности. Возможно именно поэтому я хочу рассказать «Чайку» не искусственным языком, а простым, человеческим.
Чехов для меня и близкий и загадочный одновременно. Говорит, вроде, простые вещи, но это та простота, которая действительно глубокая и мощная. В сюжете нет какого-то искусственно построенного «шекспировского» мира, но вместе с тем, он там существует. Его просто надо отыскать. И это величие будет понятно любому и доступно каждому сердцу. Он открыт для всех. Как говорил Л.Н. Толстой «Чехов – это Пушкин в прозе».
Чехова все ставят по-разному, но я крайний приверженец традиционализма. Я ни с кем не соревнуюсь, не хочу кого-то удивлять этим спектаклем и открывать нового Чехова. Я пытаюсь прочитать его так, как мне кажется он его писал.
Как говорил Тригорин, «здесь всем места хватит». Я ставлю ее лишь для того, чтобы доставить удовольствие себе, ну, и конечно артистам и зрителям, если получится.
- Сергей Александрович , Вы являетесь главным режиссером Липецкого академического театра драмы имени Л. Н. Толстого. Сейчас Вы ставите спектакль на сцене Рязанского театра драмы. Это ведь не случайно?
- Мой театральный путь начался в этом театре 30 лет назад. 10 лет работал монтировщиком. Затем 10 лет был педагогом в Рязанском филиале Московского института культуры. У меня здесь родилась дочь. Не ищу во всем этом символики, но так или иначе большая часть моей жизни связана с этим городом, и пришло время оставить здесь свой след.
- «Чайка» Чехова на протяжении более, чем ста лет является одной из самых востребованных и, в то же время, самых неподатливых пьес не только русского, но и мирового театра. В чем заключаются основные сложности ее постановки?
- Основные трудности заключаются в буквальном смысле во «внюхивании» в текст, потому что в его монологах нужно искать и юмор, ведь Чехов говорил, что это комедия, хотя ничего смешного там нет.
Сам Чехов острил, что в его «Чайке» «пять пудов любви и разговоры о литературе». Он все сказал и сделал это так, чтобы всем стало интересно.
Как сделать так, чтобы разговоры о литературе и о творчестве стали интересны простому зрителю? В этом основная сложность. И каждый режиссер ищет язык, как его поставить. Ведь с одной стороны был мощнейший провал в Александринке ее первой постановки, а взлетела она только во МХАТе, и МХАТ с этого, можно сказать, начался. Был открыт новый театральный язык. Наверное, каждый мечтает открыть свой «театр» с этой «Чайкой». Может, эта традиция глупая, но она красивая, черт возьми!
Эта пьеса простая и сложная, таинственная и вместе с этим открытая для каждого.
Премьера спектакля «Чайка»
на сцене Рязанского театра драмы состоится
29 января 2015 года.
http://kulturarzn.ru/sobytiya/2014/:intervyu-s-rezhisserom-spektaklya-chajka-sergeem-bobrovskimПН | ВТ | СР | ЧТ | ПТ | СБ | ВC |
---|---|---|---|---|---|---|
1 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 2 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 3 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 4 04 февраля, 19:00 - Чисто женская логика (Дон Нигро) | 5 05 февраля, 19:00 - Выдать Джанет замуж (С. Бобрик) | 6 06 февраля, 14:00 - Волшебные сны Кузьмы (П.Высоцкий, И.Дмитриев) 06 февраля, 18:00 - Мы не одни, дорогая! (Р. Куни, Дж. Чэпмен) | 7 07 февраля, 12:00 - Волшебник Изумрудного города (А. Волков) 07 февраля, 18:00 - ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В РАЙ (Б. Вербер) |
8 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 9 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 10 10 февраля, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард) | 11 11 февраля, 19:00 - Вышел ангел из тумана (П.Гладилин) | 12 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 13 13 февраля, 14:00 - Царевна-лягушка () 13 февраля, 18:00 - Вишневый сад (А.П. Чехов) | 14 14 февраля, 12:00 - Как Настенька чуть кикиморой не стала (В.Илюхов) 14 февраля, 18:00 - Валентин и Валентина (М. Рощин) |
15 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 16 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 17 17 февраля, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард) | 18 18 февраля, 19:00 - Школа соблазна (В.Азерников) | 19 19 февраля, 19:00 - Фауст (И.В. Гете) | 20 20 февраля, 19:00 - Сирано. Экспозиция (Ю. Поспелова ) | 21 21 февраля, 12:00 - День рождения кота Леопольда (А. Хайт) 21 февраля, 18:00 - Клинический случай (Р. Куни) |
22 22 февраля, 18:00 - Никто не идеален (С. Уильямс) | 23 23 февраля, 18:00 - Никто не идеален (С. Уильямс) | 24 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 25 25 февраля, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард) | 26 26 февраля, 19:00 - Касатка (А.Н. Толстой) | 27 27 февраля, 14:00 - Волшебные сны Кузьмы (П.Высоцкий, И.Дмитриев) 27 февраля, 18:00 - Мы не одни, дорогая! (Р. Куни, Дж. Чэпмен) | 28 28 февраля, 14:00 - Царевна-лягушка () 28 февраля, 18:00 - Пиноккио. Переплыть море (К. Коллоди, сценическая версия Л. Гуарро) |