И вновь о войне
(Елена Бычкова/rzn.info/25.04.2015)Какая странная штука – судьба человека. Кому-то удается пройти всю войну, несмотря на бомбардировки и концлагеря, а кто-то погибает в собственном доме от случайной бомбы. Насколько велика воля случая, рязанцы смогли увидеть на спектакле «Судьба человека», премьера которого состоялась в Рязанском театре драмы в пятницу, 24 апреля.
Главный герой Андрей Соколов уходит на фронт, оставив дома жену с тремя детьми. Волей случая он проводит на поле боя не больше года и попадает в плен к немцам. Там он и остается до конца войны, знакомясь со всеми тяготами жизни военнопленного – голодом, пытками, издевательствами и, конечно, смертью товарищей. Повествование ведется от лица человека, который уже вернулся с фронта. Взрослый, познавший войну, он рассказывает, какой она была для него, и пытается помочь себе молодому. Но время не изменить – что произошло, то произошло. Он смотрит на себя со стороны, порой смеется, а порой – переживает вновь самые страшные моменты. Андрей взрослый вторгается в жизнь Андрея молодого, то помогая успокоить лошадь, то одалживая солонку. На большее он неспособен, ведь прошлого не изменить.
Это далеко не первая попытка инсценировать одноименный рассказ Михаила Шолохова – ранее авторы воплощали книгу не только на сцене, но и в кино. Режиссер спектакля Урсула Макарова решила, что ей еще есть что сказать по этой теме – и не постеснялась в очередной раз поставить столь известное произведение. Впрочем, создатели внесли в спектакль немало новшеств.
Так, появилась еще одна сюжетная линия – история немецкого офицера, руководящего концлагерем, в который попал главный герой. Мужчина заработал немало денег для семьи, одев жену и дочь в дорогие одежды и поселив их в огромном доме, но они хотят лишь, чтобы он спас их жизни, забрав поближе к себе. Женщина вспоминает, как в молодости к ней сватался невысокий шумливый еврей, который теперь переехал в Америку. «Надо было соглашаться...», – жалеет она, говоря, что евреи никогда не бросят семью, и позабыв, что совсем недавно называла эту нацию «недочеловеками».
Большую роль в спектакле отвели концлагерю. В рассказе Шолохова не было подобных сцен, однако режиссер решила, что это поможет лучше передать атмосферу войны. Декораторы приложили немало усилий, чтобы добавить происходящему реалистичности: зрителей ждали ослепляющий свет прожекторов, лай собак и грубая немецкая речь. Однако наибольший эффект произвела сцена, когда немецкие солдаты-актеры прошли по зрительному залу с фонарями. Несмотря на то, что это был всего лишь спектакль, по реакции зрителей было видно, насколько напряженным получился момент.
Интересно, что именно история с концлагерем стала одной из самых интересныхв спектакле. Андрей вместе с соседями по бараку вышли на улицу и легли на траву, чтобы немного передохнуть, пока немцы не видят. Неожиданно они заметили кролика и начали говорить о еде, о том, чем займется каждый из них, когда вернется домой. Наверное, то, что у людей могут быть силы думать о хорошем даже в самых жестоких условиях, так тронуло за душу. Нельзя не отметить великолепную игру актеров – расположившись совсем близко к зрителям, под светом прожекторов, они смогли достучаться до самых глубин. Такой же эффект вызвала сцена, которую режиссер решилась повторить дважды – с участием сначала «юного», а потом «взрослого» персонажей – момент, когда герой пьет водку с немцами перед расстрелом.
К концу спектакля большинство зрителей не смогли сдержать слез. Самое странное, что причиной тому стали не сцены убийства: их в спектакле, как и во всех постановках о войне, было слишком много, чтобы плакать над каждой из них. Слезы наворачивались от того, насколько слаб человек – ему не под силу изменить ход судьбы, как бы он не старался. Но в этом и благо. Даже если кажется, что ты остался один в этом мире – неожиданно найдется человек, которому ты нужен, и которого захочется ждать. А как сказал главный герой: «Когда кого-то ждешь, в жизни появляется смысл».
Елена Бычкова
ПН | ВТ | СР | ЧТ | ПТ | СБ | ВC |
---|---|---|---|---|---|---|
1 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 2 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 3 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 4 04 февраля, 19:00 - Чисто женская логика (Дон Нигро) | 5 05 февраля, 19:00 - Выдать Джанет замуж (С. Бобрик) | 6 06 февраля, 14:00 - Волшебные сны Кузьмы (П.Высоцкий, И.Дмитриев) 06 февраля, 18:00 - Мы не одни, дорогая! (Р. Куни, Дж. Чэпмен) | 7 07 февраля, 12:00 - Волшебник Изумрудного города (А. Волков) 07 февраля, 18:00 - ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В РАЙ (Б. Вербер) |
8 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 9 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 10 10 февраля, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард) | 11 11 февраля, 19:00 - Вышел ангел из тумана (П.Гладилин) | 12 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 13 13 февраля, 18:00 - Вишневый сад (А.П. Чехов) | 14 14 февраля, 12:00 - Как Настенька чуть кикиморой не стала (В.Илюхов) 14 февраля, 18:00 - Валентин и Валентина (М. Рощин) |
15 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 16 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 17 17 февраля, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард) | 18 18 февраля, 19:00 - Школа соблазна (В.Азерников) | 19 19 февраля, 19:00 - Фауст (И.В. Гете) | 20 20 февраля, 19:00 - Сирано. Экспозиция (Ю. Поспелова ) | 21 21 февраля, 12:00 - День рождения кота Леопольда (А. Хайт) 21 февраля, 18:00 - Клинический случай (Р. Куни) |
22 22 февраля, 18:00 - Никто не идеален (С. Уильямс) | 23 23 февраля, 18:00 - Никто не идеален (С. Уильямс) | 24 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 25 25 февраля, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард) | 26 26 февраля, 19:00 - Касатка (А.Н. Толстой) | 27 27 февраля, 14:00 - Волшебные сны Кузьмы (П.Высоцкий, И.Дмитриев) 27 февраля, 18:00 - Мы не одни, дорогая! (Р. Куни, Дж. Чэпмен) | 28 28 февраля, 12:00 - Царевна-лягушка () 28 февраля, 18:00 - Пиноккио. Переплыть море (К. Коллоди, сценическая версия Л. Гуарро) |