«Гамлету» – быть!
(Светлана Ардашева/Рязанские ведомости №67 (5108)/19.04.2016)В Рязанском театре драмы идут репетиции перед премьерой
В Рязанском театре драмы состоится премьера спектакля по трагедии У. Шекспира «Гамлет» (режиссер-постановщик Карен Нерсисян), имеющей глобальное философское значение. Каждое новое поколение находит в ней что-то близкое для себя, и каждая новая постановка – всегда событие в театральном мире.
На одной из последних репетиций шла напряженная работа. Режиссер после постановки задач актерам смотрел из зала на сцену, сопровождая их действия репликами: «Все чисто», «Все точно», «Ты можешь, я знаю», «Ты очень классно все это делаешь», «Поищи резервы…». Одновременно шла работа со звуком и светом. После репетиции Карен Нерсисян ответил на вопросы о предстоящей премьере.
Р.В. – Карен Юрьевич, в Рязанском театре драмы это ваша вторая большая работа как режиссера-постановщика после «Алисы в Стране чудес». Но «Алиса…» не такой частый гость на театральной сцене и дает широкое поле для импровизаций, а «Гамлет» поставлен великое множество раз. Не связывало ли это вам руки при работе над спектаклем?
К.Н. – С одной стороны, да, можно сказать, что связывало. С другой стороны, я видел не так много спектаклей по этой пьесе, которые бы мне понравились. Один из них – «Гамлет», который поставил Э. Някрошюс. Я решился и начал работать. В спектакле другая стилистика, язык, смысловые моменты, общий разбор совсем другой. Эта пьеса – лучшая в мире, совершенно мощная, и неудивительно, что она стоит на первом месте как объект для постановки на театральной сцене. Хочется окунуться в этот материал и поговорить со зрителем о жизни и о любви.
Р.В. – Можно ли сказать, что поставить «Гамлета» – ваша давняя мечта?
К.Н. – Мечта – не совсем точное определение. Любой театральный режиссер с этой пьесой живет, думает о ней, она всегда мысленно с ним. И это неудивительно: вся мировая драматургия построена на ее материале, та же «Чайка» Чехова отличается мощнейшими гамлетовскими мотивами. Это некий театральный камертон: если «Гамлет» – это театр, то театр, в свою очередь, – «Гамлет». Это та зона драматургии, в которой всегда хочется работать. Интересно то, что некоторые режиссеры возвращаются к пьесе по нескольку раз, и в каждой новой трактовке открываются другие смыслы. Эта вещь просто огромна!
Р.В. – Что нового вы хотели сказать зрителям, обратившись к этой пьесе?
К.Н. – Наверное, я удивлю своим ответом, но ничего нового я сказать не хотел, как и не хотел «выпендриться» на фоне других. Не было такой задачи. А была одна – рассказать эту живую, правдивую, трогательную, лирическую и трагическую историю максимально искренне и честно, не пытаясь навязать никакой собственной концепции. Раскрыть правду, любовь, нежность и боль, которые есть в этой пьесе.
Р.В. – Как восприняли идею о постановке спектакля актеры? Все ли получилось так, как вы хотели? Вы довольны результатом?
К.Н. – Восприняли как очередную большую работу, без ажиотажа. Это, на мой взгляд, плюс. О результатах говорить еще очень рано. Мы только вышли на финишную прямую – идет последняя, решающая неделя перед премьерой. Настал момент истины. На напряженных репетициях все еще уточняем, улучшаем, пробуем… Но и премьера – не окончательный результат. Только зритель и время покажут, каким он будет.
Р.В. – Декорации спектакля простые и строгие, можно сказать – суровые. Какова их роль в спектакле?
К.Н. – Задача постановки – показать сложную историю, и отвлекать зрителя декорациями нельзя, иначе весь смысл потонет в бутафории. Перед актером стоит задача играть – в пустом пространстве, в воздухе, в космосе, в котором растворяются эти стены. Они лишь обрамляют пространство и героев, и при всей искренности и нежности отдельных персонажей эта пьеса брутальна в таких брутальных декорациях.
Р.В. – Откуда вы знаете КАК все должно происходить на сцене?
К.Н. – Сложный вопрос. Каждый специалист знает свое дело. И я знаю – как… Главное – слышать и видеть. Быть максимально правдивым и знать технологию, за счет чего это сделать – вот задача режиссера. И никаких стопроцентных правил не существует! Прелесть театра в том, что он здесь и сейчас, и нужно уметь нащупывать, подбирать ключи от той или иной двери, которые возникают перед тобой. Надо быть открытым людям и любить материал, с которым работаешь. Да, бывают и элементы волшебства, когда все получается само собой, но механизмов чуда не существует. Нужно мучительно работать на репетициях и прислушиваться к себе и окружающему миру.
Р.В. – Чем еще планируете порадовать рязанских зрителей?
К.Н. – После «Гамлета» хочется сделать паузу в больших полотнах и дать возможность сделать выдох актерам и себе. Есть замечательная лирическая пьеса «Любовные письма» – для двух актеров. Очень трогательная и пронзительная. Но пока все мысли о предстоящей премьере, которая состоится 21 апреля. Приглашаем на спектакль и с замиранием сердца ждем зрительской оценки нашей работы.
Беседовала Светлана Ардашева
ПН | ВТ | СР | ЧТ | ПТ | СБ | ВC |
---|---|---|---|---|---|---|
1 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 2 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 3 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 4 04 февраля, 19:00 - Чисто женская логика (Дон Нигро) | 5 05 февраля, 19:00 - Выдать Джанет замуж (С. Бобрик) | 6 06 февраля, 14:00 - Волшебные сны Кузьмы (П.Высоцкий, И.Дмитриев) 06 февраля, 18:00 - Мы не одни, дорогая! (Р. Куни, Дж. Чэпмен) | 7 07 февраля, 12:00 - Волшебник Изумрудного города (А. Волков) 07 февраля, 18:00 - ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В РАЙ (Б. Вербер) |
8 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 9 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 10 10 февраля, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард) | 11 11 февраля, 19:00 - Вышел ангел из тумана (П.Гладилин) | 12 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 13 13 февраля, 14:00 - Царевна-лягушка () 13 февраля, 18:00 - Вишневый сад (А.П. Чехов) | 14 14 февраля, 12:00 - Как Настенька чуть кикиморой не стала (В.Илюхов) 14 февраля, 18:00 - Валентин и Валентина (М. Рощин) |
15 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 16 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 17 17 февраля, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард) | 18 18 февраля, 19:00 - Школа соблазна (В.Азерников) | 19 19 февраля, 19:00 - Фауст (И.В. Гете) | 20 20 февраля, 19:00 - Сирано. Экспозиция (Ю. Поспелова ) | 21 21 февраля, 12:00 - День рождения кота Леопольда (А. Хайт) 21 февраля, 18:00 - Клинический случай (Р. Куни) |
22 22 февраля, 18:00 - Никто не идеален (С. Уильямс) | 23 23 февраля, 18:00 - Никто не идеален (С. Уильямс) | 24 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 25 25 февраля, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард) | 26 26 февраля, 19:00 - Касатка (А.Н. Толстой) | 27 27 февраля, 14:00 - Волшебные сны Кузьмы (П.Высоцкий, И.Дмитриев) 27 февраля, 18:00 - Мы не одни, дорогая! (Р. Куни, Дж. Чэпмен) | 28 28 февраля, 14:00 - Царевна-лягушка () 28 февраля, 18:00 - Пиноккио. Переплыть море (К. Коллоди, сценическая версия Л. Гуарро) |