Размер шрифта  А А А
Цвета сайта  Ц  Ц  Ц 

Телефон кассы театра:(4912) 45-15-58

en ru
Купить билеты

Этот безумный мир!

(Наталия Кульберг/Вечерняя Рязань№ 15(1396)/11.04.2013)

5 апреля при самом активном участии столичного режиссера Сергея Виноградова и труппы театра драмы была устроена грандиозная провокация. Имя ей – спектакль «Моя любимая обезьянка» (по пьесе Ника Дарка «Мертвая обезьяна», 1986).

 

Лихо закручено!

 

Странная одежда, странная героиня, странное поведение героев. С первых минут действия настойчиво родилась ассоциация, подкрепленная словами создателя одноименного фильма Стенли Крамера: «Этот безумный, безумный, безумный мир». Правда, нужно сделать оговорку: смысл этих слов в контексте пьесы Ника Дарка будет противоположен комедийному. Однажды возникшее у меня на ассоциативном уровне это крылатое выражение сохранится до конца постановки и вполне может служить своеобразным рефреном к тем событиям, что развернулись на сцене. Пьеса о грустной истории семьи, которой давно нет, о мире людей, переполненном проявлениями животных инстинктов.

У Долорес, в обиходе – Дол (в исп. арт. Марины Мясниковой), длиннющие рукава рубашки. Они очень напоминают о буйных обитателях психиатрической лечебницы. Звучит странный монолог Дол, произносимый ею в одиночестве, если только не считать трупа обезьяны на столе, прикрытого тканью... Лежаки-диваны, гигантский холодильник с одной опорожненной бутылкой и апельсином. (В конце пьесы чрево холодильника будет забито под завязку). А пока… пока Дол чудит в отсутствии мужа и думает, как сказать ему, что умерла его обезьяна. Животное, горячо любимое Хэнком, давно стало причиной глухой ненависти женщины к т.н. их дому. Узнает зритель и о том, зачем Долорес кипа глянцевых журналов, которые она покупает, но вовсе не читает. Только это использование печатной продукции – пощечина тем, кто выпускает глянец миллионными тиражами.

Однако, пробираясь сквозь дебри фраз героини Мясниковой, предстает удручающая картина жизни стареющей супружеской пары, где давно люди не слышат друг друга. Какое уж тут будет взаимопонимание! Обезьяна – единственное, что заставляет Хэнка возвращаться в лачугу на Калифорнийском пляже после очередного неудачного бизнес-вояжа. Он – путешествующий продавец, хронически обреченный на неуспех, она – заправляющая пляжем… домохозяйка. Супруги давно сидят на вынужденной диете: апельсины, суп из морских водорослей и сухое молоко.

 

Странный треугольник

 

Но, как выясняется после смерти обезьяны, Долорес ненавидела зверя, принесенного в качестве приданого ее будущим мужем более 15 лет назад. Хотя тогда, в первые годы их совместной жизни, Дол любила сильного, бесстрашного молодого серфингиста. А он любил жену? Этот вопрос задает не только Дол, но ищет на него ответ и зрительская аудитория. Смерть обезьяны… дарит Дол надежду, что муж обратит на нее внимание, полюбит ее вновь. Она даже готова ему заменить… умершую обезьяну! Ошейник обезьяны на женщине не столько деталь любовных игр, т.н. прелюдии к близости, сколько зловещий символ, под которым прошла супружеская жизнь Дол. Ее же предложение занять место умершего животного не вдохновляет Хэнка, хотя он и «примеривает» ошейник к жене. У его обезьяны, как он считает, было неоспоримое достоинство: она не говорила. И тогда Дол «развлекает» мужа своими рассказами о ее «связи» с животным... Возможно, она всё придумала ему назло, чтобы наконец-то Хэнк приревновал ее, испытал хоть какое-то к ней чувство.

Супруг Дол, в исполнении Александра Зайцева, великолепен в своем … эгоизме. Вся его жизнь сфокусирована на обезьяне, а жена чаще – приложение к любимому животному, и последнее обстоятельство заставляет зрителя проникнуться сочувствием к Дол.

Союзник Хэнка – ветеринар. Роль второго плана в исполнении Анатолия Конопицкого запоминается. Нельзя не отметить его мастерство в «лепке персонажа». Его герой так поглощен любовью к миру животных, особенно к жирафам, что это чувство сделало его равнодушным к людским проблемам. Он их просто не хочет видеть.

 

Ожившая аллегория

 

Спектакль идет без антракта примерно 115 минут. Он требует от актеров огромного напряжения сил, потому что амплитуда в проявлении эмоций огромна, а действие настолько захватывает зрителя, что он даже не замечает, как пролетает время. В спектакле постоянно проводится параллель между т.н. цивилизованным обществом и обитателями живой природы. И здесь большая роль отводится бессловесному персонажу… – Обезьяне, введенной Сергеем Виноградовым. Именно такую роль уготовил артисту Роману Горбачёву столичный режиссер-постановщик.

Обезьяна – ожившая аллегория. Обезьяна – Душа и зеркало, отражающее процесс одичания людей. И если по ходу действия спектакля герой Романа Горбачёва приобретает сходство с человеком, постепенно расставаясь со своей звериной шкурой, то зритель становится свидетелем процесса оскотинивания персонажей пьесы. В одной из заключительных сцен Обезьяна полностью обретает человеческий облик. Она превращается в молодого серфингиста, напоминающего зрителям об утраченных чистых чувствах и благородных порывах. Какая непозволительная расточительность!

 

От перемены мест что изменилось?

 

Уже и Хэнк не тот: он вынужден вести домашнее хозяйство, так как Дол поступила на высокооплачиваемую службу. Есть минуты, когда зрителю жалко его. Но Хэнк копит дикую ревность к удачливой супруге, он всё больше звереет. Артист Александр Зайцев прекрасно передал трагедию своего героя, которую можно определить как одиночество в толпе. Нелепый в костюме домохозяина, он вызывает жалость. Но разве не сам Хэнк виновен в том, что случилось с ним и его женой?

Емкость холодильника – помните, мы о нем говорили – теперь заполнена до отказа. Но он явно контрастирует со скудостью чувств и их проявлений наших героев.

Сытая жизнь лишает Дол привлекательных черт характера, женщина превращается в скандальную и кокетливую особу, которая не прочь и выпить. Теперь она без всякой боязни дерзит мужу и командует им, конфликт между супругами лишь обостряется, что приводит к вполне оправданному трагическому финалу.

 

Движение, вращение…

 

Заслуживает особого внимания работа режиссера-постановщика. Он словно создал многослойный пирог. Событийная сторона постановки, неожиданные коллизии составят первый слой, а второй – требует от зрителя немалой интеллектуальной работы. Что ж, пока нас не разучили думать, размышлять, если судить по первой реакции зрителей, которые в подавляющем большинстве с благодарностью встретили работу Сергея Виноградова и рязанских артистов.

Режиссером-постановщиком по максимуму используется оформление сцены. Чувственные губы, нарисованные по бокам лежаков-диванов, словно кричат о сладострастии, которым пропитан мир людей. Контуры авто и слова-маяки, ориентируясь на которые герои пьесы будут следовать до своего конца. «Don’t crush» – «не сокрушай/не разрушай»; «RUSH» («торопить, мчаться»), «Fragile («хрупкий, тонкий»)»…

Думаю, в них ключ к разгадке идеи спектакля. Главные действующие лица: сначала Хэнк, а затем Дол – мчатся по жизни, пропустив в ней очень важное – любовь. Им лишь кажется, что они движутся вперед, но на деле – вспять, к темным инстинктам, подчиняясь которым атрофируются их души. Вентилятор, деталь интерьера, свисающий с потолка. Он порождает ассоциацию с движением на одном месте, из круга, очерчиваемого крутящимися лопастями, не вырваться.

Теряя на крутых виражах жизни что-то важное, супруги шаг за шагом по своему мировосприятию, отношению друг к другу приближаются… к нечеловекам, даже не к животным, а во сто крат худшим существам.

В афише заявлена комедия, а на сцене…

Всё больше склоняюсь к мысли о том, что С.А. Виноградовым поставлена философско-психологическая драма. Без сомнения, кому-то понравятся энергичные речи героев, особенно Хэнка, у кого-то вызовет вполне оправданный смех перепалка супругов и рассуждения ветеринара, что (с большой натяжкой) станет поводом определить жанр постановки как темная комедия (по версии Ника Дарка). На Западе такое определение жанра – прокатит, а в России – нет. Поэтому мне, как, думаю, и многим, особенно близко философское содержание спектакля, где в рассказе о нашей жизни больше вселенской грусти, чем фарса.

 

Наталия КУЛЬБЕРГ

Календарь

Март2021
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВC
1
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
2
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
3
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
4

04 марта, 19:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

5

05 марта, 19:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

6

06 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

7

07 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

8

08 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

9
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
10

10 марта, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард)

11

11 марта, 19:00 - Выдать Джанет замуж (С. Бобрик)

12

12 марта, 19:00 - Сирано. Экспозиция (Ю. Поспелова )

13

13 марта, 14:00 - Царевна-лягушка ()

13 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук)

14

14 марта, 12:00 - Волшебник Изумрудного города (А. Волков)

14 марта, 18:00 - Клинический случай (Р. Куни)

15
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
16
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
17

17 марта, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард)

18

18 марта, 19:00 - Пиноккио. Переплыть море (К. Коллоди, сценическая версия Л. Гуарро)

19

19 марта, 19:00 - Никто не идеален (С. Уильямс)

20

20 марта, 14:00 - Волшебные сны Кузьмы (П.Высоцкий, И.Дмитриев)

20 марта, 18:00 - Никто не идеален (С. Уильямс)

21

21 марта, 12:00 - День рождения кота Леопольда (А. Хайт)

21 марта, 18:00 - Мы не одни, дорогая! (Р. Куни, Дж. Чэпмен)

22
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
23
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
24
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
25

25 марта, 19:00 - ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В РАЙ (Б. Вербер)

26

26 марта, 19:00 - Никто не идеален (С. Уильямс)

27
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
28

28 марта, 18:00 - Чисто женская логика (Дон Нигро)

29
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
30
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
31

31 марта, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард)

    

Опрос



Интересно ли Вам посещать фестивальные спектакли?
  • Да, постараюсь увидеть как можно больше
  • Возможно, что-нибудь посмотрю.
  • Нет, вряд ли там будет что-нибудь интересное
  • Интерес к культурной жизни