Елена Худобородова: Я посвятила театру всю жизнь и очень счастлива!
(7info.ru/17.01.2019)2019 год объявлен Годом театра в России. И нам кажется, что это отличный повод рассказать не только о спектаклях, актёрах и режиссёрах, но и тех, кто обычно остаётся в тени. Тем не менее, именно благодаря им образ героя приобретает законченность. Результат на экране или на сцене – самая видная часть работы гримёра, но в ней, как впрочем, и в любой другой, много подводных камней, особенностей и нюансов. О них мы поговорим с заведующей гримёрно-пастижёрным цехом Рязанского областного театра драмы Еленой Худобородовой.
В профессии Елена, по её собственному выражению, 100 лет.
– Мне было лет 15, когда в наш сибирский городок приехали снимать кино. И я воочию увидела работу гримёра. Раньше я понятия не имела о том, что есть такой вид работы, не знала, как он называется. Но увиденное меня заворожило. И я почему-то подумала, что тоже могу этим заниматься. А в Рязани жили мои бабушка и дедушка, поэтому это был единственный город, куда меня могли отпустить родители.
И вот 17-летняя Елена приехала в Рязань и отправилась в театр. И сразу же на вахте она встретила своего будущего учителя. Аркадий Григорьевич Трушников собирался в отпуск, но Елене сказал, чтобы приходила. Так сложилось, что в это время две его помощницы ушли – одна в ТЮЗ, другая в парикмахерскую. И Елена оказалась в театре.
– Первые полгода артисты не подпускали меня к себе. Я бы тоже себя не подпустила – девочку с двумя косами из сибирского посёлка, смотревшую на артистов как на священнодеятелей. Но я очень старалась, – вспоминает Елена.
Профессию пришлось осваивать очень быстро. Елена гримировала женщин, а Аркадий Георгиевич – мужчин. Своей ученице он открыл и секреты пастижёрного мастерства: научил делать усы, бороды, парики. Раньше гримёрам приходилось сложнее: в магазинах мало что продавалось, и всё приходилось делать самостоятельно. Например, собирали пробки от вина. Потом их жгли до угольного состояния и так закрашивали седину. Сами делали и клей для грима из канифоли, спирта и клея БФ. А во время войны, об этом Елене рассказывал учитель, из киноплёнки делали лак для ногтей, а шпильки гнули из проволоки. Было много кропотливой работы, которой сейчас уже не занимаются, ведь многое можно купить.
По словам Елены Худобородовой, раньше гриму уделяли больше времени ещё и потому, что больше ставили классических произведений, а в классике – более яркие образы и характеры, которые невозможно передать без дополнительного грима.
– Мы делали накладки, толщинки на щёки, крупные носы. Щёки делали из ваты, покрывали тюлью и гримировали, а носы – из специального материала гумоза, мягкого, как пластилин. Этот материал используется и до сих пор. В спектакле «Белкин», премьера которого состоится 25 января, из него делают лысину для одного из героев.
А настоящим профессионалом Елена почувствовала себя после одного случая. Когда ей был 21 год, театр отправился на гастроли. И там юному гримёру пришлось всё делать самостоятельно: и сложный портретный грим в спектакле «Есенин», и клеить бороды и парики многочисленным боярам в спектакле «Царь Фёдор Иоанович».
– Именно тогда появилась уверенность в себе. Это был очень тяжёлый период, зато он помог мне крепко встать на ноги. Сегодняшний график по сравнению с этим – лайтовый.
Из современных спектаклей самым насыщенным по гриму является именно «Белкин». К тому же, многие актёры играют в нём по две роли, а значит, их приходится и гримировать дважды.
ПН | ВТ | СР | ЧТ | ПТ | СБ | ВC |
---|---|---|---|---|---|---|
1 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 2 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 3 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 4 04 марта, 19:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук) | 5 05 марта, 19:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук) | 6 06 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук) | 7 07 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук) |
8 08 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук) | 9 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 10 10 марта, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард) | 11 11 марта, 19:00 - Выдать Джанет замуж (С. Бобрик) | 12 12 марта, 19:00 - Сирано. Экспозиция (Ю. Поспелова ) | 13 13 марта, 14:00 - Царевна-лягушка () 13 марта, 18:00 - Шинель - Пальто (Н.В. Гоголь, М. Дунаевский, В. Жук) | 14 14 марта, 12:00 - Волшебник Изумрудного города (А. Волков) 14 марта, 18:00 - Клинический случай (Р. Куни) |
15 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 16 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 17 17 марта, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард) | 18 18 марта, 19:00 - Пиноккио. Переплыть море (К. Коллоди, сценическая версия Л. Гуарро) | 19 19 марта, 19:00 - Никто не идеален (С. Уильямс) | 20 20 марта, 14:00 - Волшебные сны Кузьмы (П.Высоцкий, И.Дмитриев) 20 марта, 18:00 - Никто не идеален (С. Уильямс) | 21 21 марта, 12:00 - День рождения кота Леопольда (А. Хайт) 21 марта, 18:00 - Мы не одни, дорогая! (Р. Куни, Дж. Чэпмен) |
22 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 23 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 24 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 25 25 марта, 19:00 - ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В РАЙ (Б. Вербер) | 26 26 марта, 19:00 - Никто не идеален (С. Уильямс) | 27 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 28 28 марта, 18:00 - Чисто женская логика (Дон Нигро) |
29 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 30 К сожалению, в этот день спектакли не запланированы | 31 31 марта, 19:00 - Входит свободный человек (Т. Стоппард) |