20 октября в областном театре драмы состоялась премьера спектакля по пьесе Алексея Толстого «Касатка» в постановке одного из самых любимых рязанской публикой режиссёра Урсулы Макаровой.
Раннее произведение Толстого, написанное, по его словам, «так легко и весело, как ни одна другая пьеса», и определенная автором как комедия, с момента первого представления на сцене в 1917 году, «Касатка» сразу же снискала восхищённые отзывы и публики, и критиков; спектакль с успехом идёт и по сей день на самых прославленных российских театральных площадках.
Не стала исключением и версия, представленная на сцене Рязанского областного театра драмы: воспринятая рязанскими театралами на одном дыхании, мелодрама (именно такому жанру отдали предпочтение рязанские мастера) «не отпускает» до самого финала и держит зрителя в напряжении, особенно ту часть зала, которая пьесу не читала и даже представить себе не может, чем всё закончится.
Благодаря глубокому психологизму в спектакле нет однозначных плохих-хороших героев и средневековой морали «получай-что-заслужил», а посредством типизации персонажей, точного попадания в образ и превосходной игры актёрского состава пускаться с ними в различные коллизии по ходу развития сюжета — весьма увлекательно и непредсказуемо.
Сюжет спектакля, как и всё гениальное, достаточно прост — проигравшийся до копейки и привыкший к вальяжному образу жизни князь Бельский, блестяще воплощённый на сцене заслуженным артистом России Олегом Пичуриным, в сопровождении когда-то популярной артистки, утратившей ради него как свой шик, так и свои сбережения (Анна Демочкина), и друга-забулдыги Абрама Алексеевича Желтухина (Валерий Рыжков), не зная, как свести концы с концами, приезжают к дядюшке-помещику Фёдору Ивановичу Долгову в деревню, а там… Там всё живёт своей, особой, правильной, размеренной и чистой жизнью, очарование этих мест мастерски подчёркнуто художественным решением «деревенских» сцен, резко контрастирующих с антуражем дешёвой гостиницы, где зритель впервые видит героев.
Самым главным ожидающимся событием в дядюшкином поместье становится свадьба его воспитанников, любивших с детства друг друга, как брат и сестра, — практичного, правильного и прямолинейного Ильи (Роман Горбачёв) и восторженной, радостной и от молодости легкомысленной Раисы (Мария Конониренко). Но размеренный образ жизни, как оказывается, является пределом мечтаний не для всех, и кое-кто при первой же возможности, — а, впрочем, по велению неожиданно пробудившегося сердца, конечно же, — совсем не прочь покинуть родные места и окунуться в жизнь, полную непредсказуемости… А кто-то, неожиданно для себя, вспомнит тяжёлую и безответную любовь своей юности к модной артистке со звучным псевдонимом «Касатка» и безуспешно попробует бороться с ураганом разом нахлынувшим чувств. И в другом сердце, уставшем от бесцельности и, казалось бы, навсегда утратившем «души прекрасные порывы», зажжётся тяжёлый, страстный огонь глубоких, как бездна, чувств… За всем этим внимательно наблюдает дядюшка (Юрий Борисов), уж он-то жизнь знает и ни за что не допустит безобразия…
Плюс ко всему нужно прибавить здоровый юмор — всё-таки «Касатка» комедийная пьеса, что особенно проявляется в сценах с Юрием Борисовым, Валерием Рыжковым, Натальей Паламожных (горничная Дуняша), двоюродной тёткой князя Анной Аполлосовной (засл. арт. России Татьяна Петрова) и её колоритными спутницами — няней-компаньонкой (Римма Морозова) и дочерью Верой (Александра Шитикова).
Отдельная тема, глубокая и продуманная до мелочей — декорации в спектакле, создающие ощущение присутствия и затягивающие зрителя в свой волшебный мир; в рязанской «Касатке» они гармонично добротны, основательны и вместе с тем легки.
Художник-постановщик спектакля — Кирилл Данилов, художник по свету — Андрей Козлов, музыкальное оформление — Ануш Аветисян, художник по костюмам — Янина Кремер.
Ближайшие показы премьеры состоятся 28 октября, 10 и 11 ноября.
http://vezdekultura.ru/8754-events-v-teatre-drami-postavili-kasatku