Размер шрифта  А А А
Цвета сайта  Ц  Ц  Ц 

Телефон кассы театра:(4912) 45-15-58

en ru
Купить билеты

Быть на сцене… Это главное

(Светлана Ардашева/Рязанские ведомости №9 (5050)/22.01.2016)

Ее талант и искренность вызывают восхищение

Сегодня отмечает юбилей заслуженная артистка России, артистка Рязанского театра драмы Маргарита Павловна Шумилова.

Р.В. – Дорогая Маргарита Павловна, юбилей – это всегда повод для размышления о себе и жизни. У вас есть многое: уважение коллег, любовь зрителей, творческая работа и возможность отдавать свой опыт и знания начинающим актерам. Все ли сложилось в вашей жизни так, как хотелось? Все ли мечты сбылись?

М.Ш. – Все мое – мое. На весы я ничего не складываю. Если что-то произошло в моей жизни, значит, так надо. Человек получает то, что на самом деле хотел. Все мечты сбылись… Бога не гневлю. Карьера – я не думала о ней, не мечтала и ничего не хотела, за исключением только одного – научиться быть на сцене. Это главное: быть на сцене.

Р.В. – Вы, талантливая и старательная студентка Ярославского театрального училища, еще на втором курсе знали, куда поедете работать после окончания учебы – режиссер Кировского ТЮЗа Евгений Минский уже тогда предложил работать у него. Не жаль было уезжать из Ярославля? Как вас встретил театр?

М.Ш. – Разговоров о том, чтобы остаться в Ярославле, никогда не было. Фирс Ефимович Шишигин, возглавлявший Ярославский драматический театр, был достаточно известным периферийным художественным руководителем, и у него все артисты были на своих местах. Если бы я осталась, то, наверное, большинства своих ролей не сыграла бы. Киров дал мне много. Быть в театре непросто. Жить мыслями другого человека – такое умение мало кому дано. Но и это не все. Как говорят, таланту надо помогать, бездарности пробьются сами. Мой первый наставник в училище Юрий Юрьевич Коршун учил меня без слов выражать свои мысли и чувства, а это очень трудно. Считаю, даже если Бог дал что-то, талант или умение, то не надо размениваться, распыляться. С такой установкой я начинала работать в Кировском театре юного зрителя. На сцене я чувствовала себя проще, чем в жизни. Всегда любила математику, поэтому мне трудно врать – на сцене и в жизни, ведь каждая теорема нуждается в доказательстве. Математика – это логика, и она очень помогала мне понять роль и сыграть ее так, как было нужно. Одновременно я жила на сцене сердцем, интуицией. Такая своеобразная смесь и стала основой первых лет моей творческой жизни. Я проработала в Кировском театре 4 года, и воспоминания о нем – самые добрые.

Р.В. – Как вы попали в Куйбышевский (ныне Самарский) ТЮЗ?

М.Ш. – Так сложились обстоятельства. В Куйбышеве жила мать моего мужа. И мы решили переехать. Но Куйбышевский ТЮЗ был закрыт на ремонт. Тем не менее супруга взяли в театр сразу, а меня – позже. Пришлось работать некоторое время машинисткой-бухгалтером. Мне было тогда 26 лет. Когда в театре появился новый главный режиссер, Лев Яковлевич Шварц, я приходила к нему показываться. В профессиональном плане это был очень сильный мастер, он ученик выдающего режиссера и педагога Георгия Александровича Товстоногова. Спектакли, поставленные им на сцене ТЮЗа, были какими-то необыкновенно талантливыми. Он взял меня в театр, и я сыграла здесь одни из лучших своих ролей.

Р.В. – Вероника в пьесе Виктора Розова «Вечно живые» в Кировском театре – это сразу серьезная и большая роль в самом начале творческого пути. Раневская в спектакле «Вишневый сад» в Куйбышеве – тоже. Но театр юного зрителя предполагает спектакли для детей. Были ли у вас роли несерьезные, сказочные, смешные в спектаклях для маленьких зрителей?

М.Ш. – Конечно, были и такие роли, в сказке «Горя бояться – счастья не видать» в Кирове или «Сомбреро» – музыкальной сказке по пьесе С.В. Михалкова в Самаре. Там я вообще играла мальчишку, пела и танцевала. В «Снежной королеве» мне досталась роль Атаманши, в «Айболите» – Коровы, в «Кошкином доме» – Свиньи. И это тоже были важные для меня роли.

Р.В. – И вот с 1975 г. – Рязанский театр драмы. Расскажите о первых годах работы в нашем городе.

М.Ш. – 1975 год был замечательным. После того как в Куйбышевском ТЮЗе сменился главный режиссер, я ушла из театра. Главный режиссер Рязанского тетра драмы Николай Сергеевич Вознесенский пригласил меня работать. Так я попала в Рязань. Этот город еще раньше привлекал мое внимание тем, что в нем останавливался мой поезд, когда я ехала из Куйбышева в Ярославль через Москву. Такая точка на пути домой. И вот она стала моим городом. Я никогда не страдала от каких-то жизненных неудобств – съемных квартир, неустроенности быта, поездок на гастроли. Мне было все равно, в каком городе играть. Я была зациклена на театре. Все, что происходило за окном, меня мало волновало. Не получалась сцена – я сажусь и пишу, стараюсь понять, что нужно сделать, чтобы получилась. Вот это действительно волновало.

В первые годы работы в театре я была занята в спектаклях таких великолепных авторов, как А. Гельман, В. Распутин, Э. Радзинский, В. Розов, А. Арбузов. Интересно, что в одном из первых своих спектаклей в Рязани по пьесе А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся» я играла не молоденькую Липочку, а ее маму Аграфену Кондратьевну, образ которой имел трагикомические черты, и мне это нравилось. Вознесенский был талантливейшим режиссером и изумительным человеком. Таких до него не было и не будет. Он уникален. Как он жалел артистов! Давал роли, никогда не помнил зла, не путал личные отношения с рабочими.

Р.В. – Множество ролей, сыгранных вами, впечатляют своей характерностью и некой фундаментальностью. Вы сами выбирали такие весомые роли или они вас?

М.Ш. – Выбирает, конечно, режиссер, кому и что играть. У него свое видение меня в конкретной роли. Но мне и самой всегда интересно было анализировать и понять свою героиню, прочертить линию ее жизни. Я никогда не спорила с режиссерами. Но бывало, что делала по-своему. И старалась сделать хорошо. Если сделаешь хорошо, он подумает, что так и надо, он так и хотел! Но главное на сцене – чтобы тебя слышал партнер. Здесь нужно уметь слушать и слышать. В спектакле Куйбышевского ТЮЗа «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова я играла Раневскую, а Леня Шапошников, гениальный актер, – Лопахина. И вот после слов о том, как отец бил его палкой, мне вдруг стало смешно, и я расхохоталась. И тогда Леня тоже засмеялся. Сцена получилась живой и удачно вписалась в спектакль.

Р.В. – Одна из любимых ваших ролей – Искра из пьесы Виктора Розова «Гнездо глухаря». Ее нельзя назвать простой, играть ее нужно на надрыве, на пике страданий души. За что вы любите эту сложную роль?

М.Ш. – Это была роль на меня. Как человек, я целиком с Искрой согласна. Смирись – и она смирилась. Не стала мстить. И все она сделала так, как сделала бы я. Самая главная – сцена с новой возлюбленной мужа. Девушка объясняет, как он любит ее и хочет создать с ней семью. А моя героиня говорит ей страшные вещи: «Вы не будете любить цветы, вы перестанете слушать музыку, у вас не будет детей никогда. Он растопчет вас, вытрет о вас ноги и перешагнет». После этого я замолкала на полчаса. И чувствовала, что зал на моей стороне!

Р.В. – Ваши роли отличаются глубоким психологизмом, игрой чувств, переживаний. Вот Аэлита в пьесе Эдварда Радзинского «Приятная женщина с цветком и окнами на север» – казалось бы, слабая наивная женщина, терпеливо ожидающая настоящей любви. Ее обманывают – она прощает. Чем дорога вам эта роль?

М.Ш. – В спектакле много моментов, вызывающих улыбку. А люди смеются, когда видят себя в этих героях. Эта женщина отдает себя до конца и верит. Каждому встречному мужчине. И снова остается одна. Можно сказать про нее – дура! Но это совсем не так. Просто она настоящая женщина. И не может жить, не любя и не веря. В спектакле очень хороший текст, душевный и искренний.

Р.В. – Какую роль играете вы сегодня?

М.Ш. – Играю Полину Андреевну в чеховской «Чайке». У меня особое отношение к его спектаклям. Чехов не может врать! Моя героиня полюбила мужчину из тех, которые никогда не женятся. Нет надежды! Хотя она любит его всю жизнь и родила ему дочь. Ее судьба перекликается с судьбой Аэлиты. Главное – любовь. Все остальное – так…

Р.В. – Что для вас Рязанский драматический театр?

М.Ш. – Я не люблю пафосных вещей. Но театр для меня – то место, где можно отвести душу, и без этого жизнь становится бессмысленной!

Р.В. – Маргарита Павловна, что вы пожелаете своим зрителям, коллективу театра и всем жителям Рязани в новом году?

М.Ш. – Главное, чего хочу пожелать всем в наступившем году, – здоровья! Будьте здоровы! Это такое объемное понятие. Берегите друг друга, друзья мои!

Беседовала Светлана Ардашева

http://rv-ryazan.ru/news/48968.html

Календарь

Май2019
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВC
  1
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
2
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
3
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
4
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
5
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
6
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
7
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
8
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
9
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
10
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
11
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
12
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
13
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
14
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
15
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
16

16 мая, 19:00 - Чисто женская логика (Дон Нигро)

17
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
18
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
19
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
20
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
21
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
22

22 мая, 19:00 - Выдать Джанет замуж (С. Бобрик)

23

23 мая, 19:00 - Клинический случай (Р. Куни)

24
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
25
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
26
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
27
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
28
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
29
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
30
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
31
К сожалению, в этот день спектакли не запланированы
  

Опрос



Интересно ли Вам посещать фестивальные спектакли?
  • Да, постараюсь увидеть как можно больше
  • Возможно, что-нибудь посмотрю.
  • Нет, вряд ли там будет что-нибудь интересное
  • Интерес к культурной жизни